добавлено 30.01.2015 15:03
автор korins.ru
«Каникулы» для взносов по ОПО грозят ростом
издержек владельцев опасных объектов и социальной несправедливостью
Национальный союз страховщиков ответственности (НССО)
полагает, что освобождение владельцев опасных объектов от осуществления
обязательного страхования приведет либо к социальной незащищенности
граждан, либо к значительному увеличению издержек владельцев опасных объектов,
на минимизацию которых и направлены меры, изложенные в Распоряжении
Правительства Российской Федерации от 27.01.2015 № 98-р., которым утвержден
план первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и
социальной стабильности в 2015 году.
Позиция
НССО направлена во все заинтересованные ведомства, среди которых Министерство
экономического развития РФ, Министерство финансов РФ, Федеральная служба по
экологическому, технологическому и атомному надзору, Служба Банка России
по финансовым рынкам.
Предусмотренное п. 21 Плана освобождение от уплаты
страховых взносов по договорам страхования гражданской ответственности
владельцев опасных объектов за причинение вреда в результате аварии на опасном
объекте (ОПО) не только нарушает нормы налогового и гражданского
законодательства Российской Федерации, в соответствии с которыми не допускается
заключение договора страхования без оплаты страхователем страховой премии (ст.
ст. 929, 954 Гражданского кодекса Российской Федерации), но и противоречит
основополагающим принципам страхования. Следовательно, реализация
поручения в этой части невозможна в соответствии с действующим
законодательством.
Если рассматривать возможность освобождения владельцев
опасных объектов (всех, кроме 1-го класса опасности) от обязанности заключения
договора обязательного страхования, то необходимо обратить внимание, что,
по данным автоматизированной информационной системы НССО (АИС
НССО), количество опасных производственных объектов 1-го класса опасности
составляет менее 1% от общего количества опасных объектов, владельцы которых
обязаны осуществлять обязательное страхование.
Таким образом, отсутствие договоров обязательного
страхования в отношении 99% опасных объектов повлечет отсутствие страховой
защиты потенциальных потерпевших, к которым относятся не только работники
предприятий, но и все население в целом, что, по мнению НССО, является
недопустимым.
При отсутствии договора обязательного страхования и
возникновении аварии на опасном объекте, возникнет вопрос, кто будет
осуществлять возмещение вреда потерпевшим. Если при возникновении аварий на
опасных предприятиях ущерб потерпевшим будет компенсировать государство, то это
приведет к дополнительным расходам бюджетных средств. Механизм, при котором
владельцы опасных объектов будут самостоятельно осуществлять выплаты
потерпевшим денежных средств, повлечет резкое увеличение издержек
соответствующих предприятий. В мировой практике, именно во времена финансовой
нестабильности, институт страхования используется как способ минимизации
возможных финансовых рисков промышленных предприятий.
Более того, в Российской Федерации, по состоянию на январь
2015 года, в соответствии с данными АИС НССО, 29 объектов, подлежащих страхованию,
имеют максимальную страховую сумму в размере 6,5 миллиардов рублей. При этом 27
объектов из них являются гидротехническими сооружениями, для которых не
установлен класс опасности, соответственно, ответственность владельцев
указанных объектов не будет застрахована. Закон 225-ФЗ был принят в 2010
году как следствие произошедшей катастрофы на Саяно-Шушенской ГЭС и был
направлен на защиту интересов владельцев опасных объектов и потенциальных
потерпевших.
НССО полагает, что освобождение владельцев опасных объектов
от осуществления обязательного страхования приведет либо к социальной
незащищенности граждан, либо к значительному увеличению издержек владельцев
опасных объектов, на минимизацию которых и направлены меры, изложенные в
Распоряжении Правительства.
Распоряжением Правительства Российской Федерации
от 27.01.2015 № 98-р также предусматривается поручение о совершенствовании
механизма страхования, предусмотренного Законом 225-ФЗ и пересмотре
уровня страховых тарифов. Обращаем внимание, что в декабре 2014 года, в
соответствии с утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации
от 30 декабря 2013 г. N 2590-р Планом законопроектной деятельности
Правительства Российской Федерации на 2014 год, Минфин России подготовил и внес
в Правительство Российской Федерации законопроект о внесении изменений в Закон
225-ФЗ. Банк России в настоящее время завершает работу по анализу действующих
страховых тарифов. НССО считает целесообразным скорейшее рассмотрение
и принятие подготовленного Минфином России законопроекта, и принятие
решения об уровне страховых тарифов по итогам анализа Банка России с
учетом изменений Закона 225-ФЗ, которые, по нашему мнению, позволят
снизить издержки владельцев опасных объектов.
Национальный
союз страховщиков ответственности является единым общероссийским
профессиональным объединением страховщиков, осуществляющим реализацию
Федерального закона от 27.07.2010 № 225-ФЗ "Об обязательном страховании
гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в
результате аварии на опасном объекте" (Закон 225-ФЗ).