Экспертов-техников в ОСАГО будут лишать аттестации за неиспользование Единой методики, это «ударит» по автоюристам – Игорь Юргенс
Российский союз автостраховщиков (РСА) поддерживает приказ Минтранса России, согласно которому Межведомственная аттестационная комиссия (МАК) при Минтрансе получит полномочия лишать аттестации экспертов-техников в ОСАГО при нарушении требований нормативных правовых актов, регулирующих вопросы независимой технической экспертизы. Об этом сообщил президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) и РСА Игорь Юргенс.
«Это тот документ, за который мы долго бились, поэтому полностью его поддерживаем. Теперь эксперты-техники, которые работают в цепочке с автоюристами, которые пишут заведомо завышенную стоимость восстановительного ремонта, проводят расчеты без использования Единой методики, будут лишаться аттестации», - пояснил И.Юргенс.
Приказ Минтранса России зарегистрирован в Минюсте 19 октября 2016 года. Он вступит в силу по истечении 60 дней после официального опубликования. Документом утверждаются требования к экспертам-техникам, осуществляющим независимую техническую экспертизу транспортных средств, в том числе требования к их профессиональной аттестации, основания ее аннулирования. Ранее действовавший приказ признан утратившим силу четырьмя министерствами – Минтрансом России, МВД России, Минюстом России и Министерством труда и социальной защиты населения РФ. Соответствующий документ тоже зарегистрирован в Минюсте.
Согласно новым правилам, одним из оснований, по которым МАК может аннулировать профессиональную аттестацию эксперта-техника, является неоднократное (два или более) нарушение требований нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в области независимой технической экспертизы транспортных средств, которое привело к превышению предела статистической достоверности результатов экспертизы, установленного пунктом 3.5 Единой методики, то есть 10%.
«Вход для эксперта-техника на этот рынок достаточно прост, а лишить его аттестации за недобросовестную работу комиссия не имеет права, так как действующая нормативно-правовая база не дает такой возможности. Такая ситуация приводит к вседозволенности», - продолжил президент страховых союзов.
По оценкам РСА, в 2015 году более 10 млрд рублей осели в карманах автоюристов. В 80-90% случаев, когда страховые выплаты ушли этим юридическим посредникам, определение стоимости восстановительного ремонта проводилось не по Единой методике, нарушались правила осмотра автомобиля и другие нормы. «Мы также оцениваем, что около 15-20% экспертов-техников работают с криминальными автоюристами и уводят немалые средства со страхового рынка. А часть экспертов, которые не связаны с преступными группировками, иногда все же завышает стоимость. Поэтому действие нового приказа станет ударом по криминальным автоюристам. А те, кто лишь иногда допускают неправомерные действия, лишний раз задумаются, лишаться ли им аттестата», - отметил И.Юргенс.
Президент страховых союзов сообщил, что РСА готов систематизировать работу с жалобами на нарушения экспертов. «То есть страховые компании будут направлять их в РСА, мы прорабатывать и обращаться в МАК. Готовы вести реестр этих жалоб, не исключено формирование "чёрного списка" нарушителей», - добавил он.
В настоящее время аттестаты имеют 6 тыс. экспертов-техников.