К 2015 году на рынке ОСАГО в связи с ростом убыточности бизнеса обострилась ситуация с навязыванием страховщиками в ряде регионов дополнительных услуг или договоров страхования при заключении договоров ОСАГО. В связи с этим РСА были предприняты меры по повышению доступности «автогражданки».
Процесс заключения договора
Союз летом 2015 года внес следующие дополнения в правила профессиональной деятельности (ППД) по продвижению услуг на рынке ОСАГО и ППД по взаимодействию с посредниками:
Страховщик при обращении страхователя обязан:
- Информировать страхователя о возможности заключения договора ОСАГО отдельно от иных договоров и без приобретения дополнительных услуг
- Информировать страхователя о возможности заключения договора ОСАГО в день обращения, а если требуется осмотр ТС – не позднее 5 дней со дня обращения (места осмотра и порядок его проведения размещаются в доступном для страхователей месте)
- Не препятствовать в осуществлении аудио/видеозаписи процесса заключения договора
- Размещать в доступном месте информацию о способах связи с РСА и Банком России для получения консультации или подачи жалобы
- Не препятствовать сотрудникам РСА и Банка России в осуществлении визуального контроля процесса заключения договора
«Период охлаждения»
С октября 2015 года вступили в силу новые изменения в правила профессиональной деятельности РСА, согласно которым в случае одновременной продажи полиса добровольного страхования при заключении договора ОСАГО клиент имеет право в течение пяти дней расторгнуть договор по добровольному страхованию и вернуть свои деньги («период охлаждения»).
С 1 июня эта система была утверждена уже на уровне указания Банка России и носит более широкий характер, касаясь не только ОСАГО, но и других видов страхования.
При заключении с гражданином договора добровольного страхования одновременно с договором ОСАГО страховщик обязан предусмотреть возможность возврата страхователю страховой премии в течение 10 рабочих дней в случае расторжения договора добровольного страхования при совпадении следующих условий:
- Страхователь обратился с заявлением о досрочном прекращении договора в течение 5 рабочих дней со дня заключения договора;
- Срок действия договора составляет не менее 30 дней;
- По расторгаемому договору не были заявлены страховые случаи.
«Период охлаждения» не распространяется на следующие случаи осуществления добровольного страхования:
- Осуществление добровольного медицинского страхования иностранных граждан и лиц без гражданства;
- Осуществление добровольного страхования при выезде за пределы РФ;
- Осуществление добровольного страхования являющеюся обязательным условием допуска физического лица к выполнению профессиональной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
Если договор расторгнут до начала действия срока страхования, то страховая премия возвращается в полном объеме, если после – пропорционально.
Электронный полис ОСАГО
С июля 2015 года ряд компаний в добровольном порядке реализуют свое право на продажу полисов ОСАГО в электронном виде. Однако с 1 января 2017 года это станет обязанностью для всех страховщиков, которые заключают договора «автогражданки».
«Единый агент РСА»
В связи с тем, что в ряде субъектов Российской Федерации наблюдаются проблемы, связанные с доступностью полисов ОСАГО, РСА разработал соглашение в рамках приоритетных направлений деятельности по обеспечению доступности услуг по ОСАГО. В соответствии с соглашением страховщики, имеющие филиалы в таких регионах, осуществляют продажи полисов ОСАГО в качестве агентов от имени всех остальных страховщиков – членов РСА ("единый агент РСА"). Указанное соглашение вступило в силу 2 августа 2016 года.
К соглашению присоединилось 68 страховых компаний, осуществляющих деятельность по ОСАГО.
Выбор страховщика, от имени которого заключается договор ОСАГО, осуществляется случайным образом, по номеру ПТС.
Также у автовладельцев остается возможность заключить договор ОСАГО напрямую со страховщиком, осуществляющим данный вид страхования на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Кроме того, РСА рекомендовал членам союза самостоятельно нарастить продажи в таких регионах.