В День российского страховщика - 6 октября – представители страховых союзов и Национальной перестраховочной компании (НПК) провели пресс-конференцию на площадке Москвы 24 по вопросам развития страхового рынка, финансовой грамотности и особенностям взаимоотношений потребителей этих услуг с компаниями.
Для чего создана НПК?
Президент НПК Николай Галушин рассказал об этой компании, ее основных задачах. «Предпосылки создания компании связаны с первой волной санкций против российских граждан и российского бизнеса, которые появились в 2014 году. Компания должна решать несколько задач. Первое – обеспечить поддержку страхового рынка для полноценной защиты бизнеса, оказавшегося под международными санкциями», - сказал он. Вторая задача – НПК после принятия закона о страховой защите жилья граждан при ЧС будет обеспечивать перестраховочную поддержку для российских страховщиков именно по риску защиты имущества при ЧС.
«В рамках принятого закона появляется новелла, которая формулируется следующим образом: с 1 января 2017 года российские страховые компании при передаче рисков в перестрахование должны будут предложить НПК участие в риске до 10%. Если этот бизнес попадает в категорию санкционных или тех, по которым есть ограничение по возможности использования зарубежного перестрахования, то НПК обязана предоставить свои емкости. Если речь идет о рисках, выходящих из-под санкционных ограничений, то НПК может принимать участие в таких рисках, но в то же время вправе предлагать свои емкости на большую и на меньшую величину», - сказал Н.Галушин.
ОСАГО и потребители
Заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков Сергей Ефремов рассказал, что к 2015 году на рынке ОСАГО обострилась ситуация с навязыванием страховщиками в ряде регионов дополнительных услуг или договоров страхования при заключении договоров ОСАГО, а также с доступностью полисов ОСАГО. Он разъяснил, что в связи с этим регулятор и РСА приняли ряд мер. В частности, введен «период охлаждения», который позволяет отказаться от приобретенной полиса добровольного страхования.
При этом С.Ефремов добавил, что не все покупатели ОСАГО знают о такой возможности, хоть и информация об этом размещается на стендах в офисах страховщиков. Но при этом он призвал отличать навязывание дополнительных услуг от кросс-продаж, когда клиенту рекламируют другие полезные возможности страхования. «Часто человек в такой ситуации психологически теряется и не может отказаться», - отметил он.
Для повышения уровня доступности «автогражданки» с 1 января 2017 года у страховщиков появляется обязанность обеспечить возможность заключения ОСАГО в электронном виде
В рамках повышения качества услуги ОСАГО и борьбы с мошенничеством в осеннюю сессию работы Госдумы планируется принятие поправок в закон об ОСАГО касательно выбора формы возмещения при урегулировании убытка.
Жизнь как драйвер рынка и новые возможности накоплений
Страхование жизни в первом полугодии 2016 года было драйвером рынка, его рост составил 66% — до 88,8 млрд рублей, сообщил председатель комитета ВСС по сразвитию страхования жизни Максим Чернин. В 2015 году 69,9% сборов составили инвестиционные и накопительные программы, добавил он.
Он сообщил, что под управлением страховщиков жизни находится более 250 млрд рублей инвестиций граждан, вложенных в полисы инвестиционного страхования жизни. Этот показатель показывает постоянный рост.
Он пояснил, что в последнее время ставки по банковским депозитам снижаются и не превышают инфляцию. Это заставляет граждан искать альтернативные пути сбережения и накопления средств, в том числе они выбирают инвестиционное страхование жизни.
М.Чернин напомнил, что в настоящее время действуют налоговые льготы по таким страховкам, и граждане активно ими пользуются. Однако предстоит принять еще ряд регулятивных мер для дальнейшего развития этого сегмента: участие страховщиков жизни в пенсионной реформе, расширение налоговых льгот по аналогии с индивидуальными инвестиционными счетами (ИИС).
ОСОПО и ОСГОП
Начальник управления контроля и организации страховых и компенсационных выплат НССО Валерий Карпов разъяснил, как действуют два закона, о которых должны знать все пассажиры общественного транспорта и пострадавшие на опасных производственных объектах. Это законы о страховании ответственности перевозчика и ответственности владельца опасного объекта.
На примере резонансных аварий и происшествий на транспорте или опасных промышленных объектах В.Карпов разъяснил возможности получения компенсаций пострадавшими или родственниками погибших.
Он также рассказал о предложениях НССО по доработке закона об ответственности перевозчиков. В частности, требуется упростить и упорядочить порядок получения документа о происшествии, а также доработать форму справки о ДТП. Кроме того, необходимо полностью распространить действие закона на школьные автобусы и метрополитен.