добавлено 20.01.2015 14:32
автор korins.ru
Госдума на заседании 20 января приняла в первом чтении проект
федерального закона «О саморегулируемых организациях в сфере финансовых рынков».
Целью законопроекта является повышение роли
саморегулирования в деятельности участников финансового рынка в условиях их
количественного роста и усложнения качественных характеристик этого рынка, а
также повышение эффективности взаимодействия саморегулируемых организаций (СРО)
в этой сфере с регулятором.
Документ направлен на определение общих подходов к
построению системы взаимодействия профессионального сообщества различных
сегментов финансового рынка с единым регулятором, принципов участия
профобъединений в регулировании, контроля и надзора на финансовом рынке,
наделения СРО полномочиями по разработке стандартов, норм и правил, дополняющих и детализирующих нормы
государственного регулирования.
Законопроект распространяет свое действие на СРО следующие
сегменты финансового рынка: профучастники, субъекты страхового дела, микрофинансовые
организации, кредитные потребительские кооперативы, жилищные накопительные
кооперативы, сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, ломбарды.
Законопроект предусматривает
обязательность участия в СРО при
наличии такового на соответствующем сегменте рынка. Допускается создание до
двух СРО одного вида, устанавливается минимальный порог количества участников в
34% от общего количества участников рынка, осуществляющих соответствующий
вид деятельности.
Статус СРО присваивается Банком России в отношении
определенного вида деятельности – СРО брокеров, СРО дилеров, СРО депозитариев и
так далее. Законопроектом не устанавливается запрет на совмещение в одной
СРО функций по различным видам деятельности участников финансового рынка в
целях снижения издержек участников рынка и исходя из практики функционирования
СРО в России.
СРО обязана осуществлять разработку базовых стандартов, перечень которых установлен
Банком России для данного вида организации. При наличии нескольких СРО в
сегменте базовые стандарты должны быть согласованы между ними.
Законопроект наделяет СРО полномочиями осуществлять
предварительное рассмотрение документов, подаваемых участником финансового
рынка для получения соответствующей лицензии (разрешения), на предмет
соответствия лицензионным требованиям.
Кроме того, законопроект предусматривает возможность
передачи Банком России по инициативе СРО ряда полномочий: дистанционный (инспекционный)
надзор за соблюдением требований законодательства и нормативных актов Банка
России; сбор обязательной отчетности участников рынка для ее первичной
обработки и последующего направления в Банк России; проведение аттестации
руководителей и персонала участников рынка.
Участники рынка обязаны вступить в СРО в течение 6
месяцев, следующих за днем получения некоммерческой организацией статуса СРО
соответствующего вида. При этом право осуществления определенного вида
профессиональной деятельности на финансовом рынке не ставится в зависимость от
наличия СРО на соответствующем сегменте – в случае отсутствия СРО
соответствующего вида все полномочия по регулированию и надзору остаются у
Банка России.
Для профессиональных объединений, функционирующих не
менее двух лет на момент вступления в силу законопроекта, предусмотрен льготный
порядок получения статуса СРО. В отношении таких организаций не устанавливается
требование о представлении в Банк России сметы, на основании которой
осуществляется их функционирование, а требования в отношении 34% порога
участия, квалификации руководителей и наличия разработанных базовых стандартов
начинают действовать спустя полтора года.
Законопроектом за Банком России закрепляются функции по
надзору за деятельностью СРО (дистанционный и инспекционный надзор) с возможным
применением санкций в виде наложения штрафов и направления требования о замене
руководства СРО, а также отзыва статуса СРО.