Лишь 2% российских работодателей готовы организовывать или оплачивать детские сады для детей сотрудников, треть компаний открыто признают, что стараются не брать на работу молодых матерей. К такому выводу пришли специалисты аналитического центра «АльфаСтрахование», которые провели исследование социальных гарантий молодым родителям в рамках проекта «HR Lab. – Лаборатория HR Инноваций».
Аналитический центр «АльфаСтрахование» провел исследование в рамках проекта «HR Lab. – Лаборатория HR Инноваций», целью которого было определить, как относятся российские работодатели к молодым семьям и, в частности, к молодым матерям. В опросе приняли участие HR специалисты 90 компаний с оборотом от 100 млн руб. в год.
Как отмечается в сообщении, крупные российские и западные компании, работающие в России, по-разному относятся к молодым семьям и, в частности, к сотрудницам, которые недавно стали мамами. Нейтральное, отрицательное и положительное отношение имеют приблизительно равные доли. Нейтрально к молодым мамам относится 26% работодателей.
Треть компаний (35%) признают, что относятся к таким сотрудницам негативно и стараются не брать на работу молодых матерей. Среди основных причин частые пропуски из-за ухода за ребенком, снижение самоотдачи, систематические нарушения дедлайнов и прочее. Для половины женщин, которые на момент появления ребенка уже работали в подобных компаниях и, более того, занимали в них руководящие посты, декретный отпуск оборачивается потерей управляющей позиции или более ранним выходом из него. Компании в редких случаях соглашаются на работу матерей в удаленном режиме и нечасто идут на снижение их нагрузки (в большинстве таких случаев пропорционально сниженной нагрузке уменьшается и их заработная плата).
Практически 40% опрошенных организаций относятся к сотрудницам с детьми или молодым семьям в целом положительно. Чаще всего в таких компаниях сотрудники получают для ребенка подарки к праздникам – на Новый год, ко Дню защиты детей и иногда даже на их Дни Рождения. Обычно в роли таких презентов выступают кондитерские наборы. 29% компаний бесплатно распространяют среди сотрудников перед Новым годом билеты на Елку и в течение остального года билеты в театры на детские спектакли или на участие в различных развивающих программах (представления, мастер-классы и прочее).
Часть компаний оказывают сотрудникам материальную поддержку в виде разовых выплат, беспроцентных потребительских кредитов, помогают на льготных условиях взять ипотеку. 7% предприятий предлагают для детей путевки в санатории и летние лагеря, 3% имеют полисы добровольного медицинского страхования для детей (во всех этих компаниях также сами сотрудники застрахованы по ДМС). Лишь 2% российских работодателей готовы организовывать или оплачивать детские сады для детей работников, 1% организаций предлагает детям сотрудников посещать языковые курсы.
«Поддержка сотрудников с детьми является одним из важных аспектов политики корпоративной и социальной ответственности компании, - говорит Егор Сафрыгин, директор департамента маркетинга «Медицина» Группы «АльфаСтрахование». – Бывают случаи, когда компании со всей строгостью подходят к молодым родителям, которым зачастую приходится брать больничные листы из-за болезней ребенка и других сопутствующих вопросов. Однако нужно четко понимать, что забота о детях улучшает качество работы их родителей – сотрудники ценят подобное отношение, держатся за место, а значит, работают эффективнее. В итоге это оказывает положительное влияние на компанию в целом. Организация бесплатной медицинской помощи по программам ДМС, выездов в летние лагеря, детского досуга, а также материальная поддержка благоприятно сказываются на эмоциональном здоровье родителей и их производительности труда. В этом заинтересован каждый ответственный работодатель. Вкладывая средства в социальную поддержку, компании выигрывают в главном – в своем успешном развитии».
Проект «HR Lab. – Лаборатория HR Инноваций» в партнерстве с бизнес-журналом Harvard Business Review Россия, Ассоциацией менеджеров России и порталом HeadHunter работает с марта 2016 г. Проект ориентирован на HR-директоров, специалистов в области управления персоналом, собственников и генеральных директоров компании. Его главная задача - поиск и аккумуляция всех необходимых инструментов, компетенций и практик для успешной работы с персоналом в условиях турбулентного рынка.