Национальный союз агростраховщиков (НСА) встречает первый урожай после превращения в единое профобъединение агростраховщиков, заключающих договоры страхования посевов и животных на условиях господдержки. За неполных три квартала объединение выработало общее видение будущего, стратегические направления развития и тактику достижения поставленных целей. НСА готов сосредоточиться на изучении потребности разных групп страхователей, предложить им новые идеи защиты, бороться за гибкость применения закона о господдержке в сельском хозяйстве. О том, на каких принципах базируется разработанная НСА "дорожная карта" развития агрострахования в РФ на ближайшие 3 года, рассказал в интервью агентству "Интерфакс-АФИ" президент НСА Корней Биждов.
- Корней Даткович, НСА разработал "дорожную карту" по развитию агрострахования с господдержкой. В документе по существу речь идет о введении специализации в агрострахование, о детализации подходов к ведению бизнеса. Это так?
- Мы, действительно, разработали и начинаем обсуждать с органами власти дорожную карту развития агрострахования c господдержкой в РФ как минимум на трехлетний период. Документ содержит два пласта - тактических (краткосрочных) и стратегических задач. До начала этого года - момента переформатирования НСА в рамках законодательства, превращения в единый общероссийский союз агростраховщиков, работающих на условиях господдержки, - нашими задачами были те, что связаны с определенной централизацией. В том числе институциональной, с выработкой единых принципов работы, с порядком входа и выхода СК на рынок, мы добивались унификации применения единых методик, правил, стандартов, отчетности. Со своей стороны, ЦБ РФ, Минфин и Минсельхоз вырабатывали единые требования регулирования ко всем участникам этого "поля".
За период действия закона о господдержке в сельском хозяйстве в редакции 2012 года, который правильно считать переходным, аграрии получили целый ряд гарантированных преимуществ. Но мы не готовы остановиться, напротив, видим огромное поле деятельности и непочатый край работы по совершенствованию системы. Пока система грубовата, не поддается тонкой настройке, не отвечает индивидуальным запросам различных категорий хозяйств. Поэтому НСА выступает с рядом инициатив, многие из которых изложены в "дорожной карте". В том числе предлагаются изменения в закон о господдержке в сельском хозяйстве страны.
- Прежде чем говорить о том, что совершенствовать, скажите, что все-таки дала система агрострахования с господдержкой за последние годы? Критики еще недавно было немало, десятки компаний нецелевым образом использовавших субсидии, потеряли лицензии только в прошлом году.
- Они по преимуществу не были членами НСА, волна таких отзывов лицензий завершилась до получения НСА статуса единого союза страховщиков, работающих в сельхозстраховании с господдержкой. Вообще-то мне хотелось предостеречь от поспешности выводов: ни одна масштабная система не меняется "по щелчку". Закон действует с 2012 года, а мы только к 2016 году смогли очистить рынок и консолидировать профобъединение.
Важнейшим достижением последних лет я считаю формирование команды игроков в сегменте агрострахования с господдержкой из числа сильных и устойчивых страховых компаний, готовых работать "в долгую". С 2016 года создан и действует единый союз как центр формирования единой политики в этом сегменте, как центр экспертизы и методологии страхования, как идеолог, способный учесть интересы аграриев, стать проводником позиции СК как финансовых институтов в диалоге с отраслевыми, федеральными и региональными органами власти. Мы выполняем сквозную задачу сопровождения и защиты аграрного бизнеса.
Выигрыш аграриев уже очевиден. За эти годы они получили снижение страхового тарифа по договорам с господдержкой в 2 раза. Тарифы для них не менялись с 2012 по 2015 год, они держались на минимальном уровне - 5,1%-5,5% (по сравнению с 10% в 2011 году). Это прекрасный результат по международным меркам, если принять во внимание широкий перечень покрываемых рисков - 22 риска.
Снижение тарифа тогда было достигнуто за счет установления законом достаточно высокого порога потерь, влекущих признание гибели урожая, признания страхового события. Поначалу порог этот составлял 30%, затем был снижен до 20%. Что это означало для сельхозпредприятия? Оно должно предпринять все меры для сохранения урожая самостоятельно. Только при наступлении катастрофических событий и разорительных убытков ему оказывалась поддержка страховыми выплатами. Такую конструкцию утвердил законодатель, это же требование содержится в рекомендациях ВТО, в которую РФ вступила в 2012 году. То есть ВТО признавала право государства на нелимитированную поддержку селян при условии введения 30%-ной франшизы по выплатам на потерю урожая. Положение о франшизе остается в законе. Но аграрии в некоторых регионах РФ жалуются: где большие потери урожая редки, выплаты тоже нечасты. НСА предлагает полностью такой порог отменить законодательно.
Все подробности в интервью:
http://www.finmarket.ru/insurance/?nt=1&id=4349564