Создание национального перестраховщика даст позитивный эффект, но не приведет к радикальным изменениям в отрасли. Об этом говорится в комментарии Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА).
Изменения, внесенные в июле 2016 года в Федеральный закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации», определили новые контуры перестраховочного рынка страны, напоминают аналитики. Появление на нем перестраховочной компании с капиталом в 71 млрд рублей приведет к расширению возможностей для страховщиков в плане размещения рисков на российском рынке перестрахования. Обязательная 10%-я цессия в НПК, предусмотренная принятым законом, увеличит долю перестраховочной премии, размещаемой в РФ. По информации ЦБ РФ, в 2015 году 82% перестраховочной премии было перечислено в обеспечение переданных на международный перестраховочный рынок рисков. АКРА ожидает, что в 2017–2018 годах доля перестраховочной премии, размещенной на российском рынке, будет расти.
Доля лидеров сохранится
Начиная с 2017 года НПК появится в списке участников перестраховочных программ всех российских страховых компаний. АКРА прогнозирует сохранение доли лидеров по облигаторным договорам в крупных компаниях. Объемы перестраховочной премии для НПК будут сформированы за счет сокращения доли других международных и российских перестраховщиков, не являющихся лидерами по договору.
При страховании гражданской ответственности владельцев воздушного транспорта, предпринимательских рисков, воздушных судов и имущества юридических лиц в России потенциальные убытки могут оказаться настолько существенными, что потребность в перестраховании будет особенно важна. За последние четыре года по этим видам страхования в цессию стабильно направляется более 50% собранных страховых премий.
Обязательная цессия в НПК позволит ей выступить агрегатором рисков по данным видам страхования. АКРА ожидает, что для средних и небольших российских страховых компаний НПК сможет сформировать конкурентное предложение и стать лидером их перестраховочных программ. К конкурентным преимуществам НПК относятся отсутствие риска двоякого толкования оговорок (договор страхования и перестрахования будет на русском языке), оплата перестраховочной премии в рублях (отсутствие необходимости конвертировать средства и оформлять паспорт сделки), единое правовое поле.
Неопределенность программ
Обязанность страховщиков предложить часть риска НПК внесет неопределенность в программы, реализуемые дочерними компаниями западных перестраховщиков. В некоторых случаях, в силу корпоративных правил, российские страховщики по сути выступают номинальными эмитентами полиса, передавая значительную часть риска материнской компании — крупному западному перестраховщику. С реализацией в России инвестиционных программ, в которых западный инвестор выставляет требования к страховой и перестраховочной программам, также могут возникнуть сложности. Даже обладая большим по российским меркам капиталом, НПК не всегда сможет соответствовать предъявляемым требованиям. Важным позитивным следствием изменений для российского рынка станет увеличение прозрачности перестраховочных операций. Поскольку страховщики обязаны предложить 10% объема перестраховываемой ответственности НПК, последняя будет получать информацию обо всех перестраховочных потоках внутри РФ.
Прозрачность операций повысится
Условие обязательного предложения части риска либо усилит заслон для операций вывода капитала с помощью перестрахования, либо существенно повысит их стоимость. Поле для маневра при использовании перестрахования для оптимизации налоговой нагрузки на страховые компании также значительно сузится.
Согласно принятому закону, НПК обязана принять только 10% так называемых санкционных рисков. Судьба 90% объема оставшегося риска представляется неопределенной. Заявленная величина капитала НПК позволяет предположить, что при его расчете учитывался ожидаемый максимальный убыток по таким рискам и что реальное собственное удержание, размещенное на российском рынке, может значительно превысить 10%. Применение механизма многократного перестрахования одного и того же санкционного риска обяжет НПК держать на собственном удержании объемы риска, существенно превышающие 10%, обозначенные в законе. При каждой передаче перестраховщик будет оставлять на собственном удержании минимальную часть риска, передавая основной объем другому перестраховщику. НПК же в силу закона будет обязана принимать 10% от передаваемой части. Неоднократное применение механизма может создать нежелательную для НПК кумуляцию.
В 2017 году на российском рынке входящего перестрахования появится новый явный лидер в лице НПК, что сократит доходы специализированных перестраховочных компаний. Вследствие борьбы за перестраховочную премию требование к оценке рисков в этих компаниях может быть снижено, что неминуемо через убытки отразится на достаточности капитала. Снижение достаточности капитала усилит давление на кредитный профиль специализированных перестраховочных компаний.
Большое будущее
По словам президента НПК Николая Галушина, НПК была создана не только для решения проблемы ёмкости для бизнеса, попавшего под режим международных санкций, но и для формирования качественного и сбалансированного портфеля рисков, а также развития операций, превышающих требования по 10% цессии, и присутствия компании на глобальных перестраховочных рынках. В стратегических планах ЦБ – вывод компании на фондовые рынки и трансформация НПК в публичную компанию, отметил он.
«Одной из ключевых задач НПК будет разработка таких программ взаимодействия с участниками российского страхового рынка, чтобы им было интересно передавать госперестраховщику более 10% положенных по закону рисков», - сообщил Н.Галушин.
В рамках 10% НПК будет следовать судьбе договора прямого страховщика. Но НПК может писать и большие доли, помогая небольшим компаниям, не имеющим собственной облигаторной защиты и не обладающим собственной андерайтерской экспертизой.
«Уверен, что в скором будущем НПК составит конкуренцию западным перестраховщикам», - отмечает президент компании.
С первого же года работы НПК будет готовить выход на международные рынки – ее партнерами могут стать страны Латинской Америки, Африки, Ближнего Востока, Азиатско-Тихоокеанского региона, – все те, кто не столь требователен к страновому рейтингу.