В конце прошлой недели Банк России принял решение о назначении президентом создаваемой Национальной перестраховочной компании (НПК) Николая Галушина, занимающего в настоящее время пост первого зампреда правления СОГАЗа. О том, как он будет формировать команду и как видит будущее перестраховщика государственного масштаба, Н.Галушин рассказал в интервью порталу Коринс.ру.
- Однажды на конференции по перестрахованию Вы говорили о том, что есть проблема экспертизы по убытку – как только встает вопрос, чья экспертиза, начинается конфликтная зона. А недавно сказали о том, что Вы знаете, как на базе НПК сделать самую профессиональную экспертизу на рынке. Как Вы это видите? И сколько времени для этого понадобится?- НПК не является конкурентом для прямых страховщиков. Компания предоставляет перестраховочную ёмкость всем и в силу закона, и сверх того, если перестрахователю будет необходима дополнительная ёмкость для размещения своих рисков. Профессионализм, ёмкость и отсутствие конфликта интересов (ведь НПК не борется за прямой договор страхования, обладая только перестраховочной лицензией) и позволит НПК стать центром профессиональной экспертизы на страховом рынке. Да, это произойдёт не в первый год, но это целевая модель, это миссия компании. Предполагаю, что 3-4 полноценных года будет являться тем сроком, который необходим для этого.
- У Вас будет 4 месяца на запуск проекта, насколько это реалистично для столь масштабной задачи, что нужно сделать в первую очередь?- Реалистично. Что-то сделать успеем, что-то придётся отлаживать непосредственно в ходе деятельности. Целевая модель управления, востребованность на рынке, достаточное количество персонала, информационная система - должны быть сформированы за этот период.
- Что сделаете в самый первый рабочий день на новом месте?
- Если честно, то я не знаю, с какой даты отсчитывать свой первый рабочий день в НПК. Надеюсь, что многие организационные вопросы будут решены к моменту, когда компания получит лицензию и будет подписан первый в истории компании перестраховочный слип.
- Раньше Вы говорили о том, что мечтаете создать самую профессиональную команду на рынке, теперь представилась возможность сделать это. Как Вы будете ее формировать, есть ли уже представления о костяке, какие направления выделите в ключевые? Сколько человек возьмете с собой из СОГАЗа? Какой нужен штат на запуск, какой для стабильной работы?
- Для запуска должны быть единомышленники, то есть группа людей, мнения которых полностью совпадает по вопросам развития компании. И очень важно, чтобы это видение было одинаковым не только для уровня менеджмента компании, но и Наблюдательного совета компании.
Первоначальная численность может быть невелика, но число сотрудников будет возрастать по мере увеличения объёмов операций компании, её территориальной экспансии, структуры портфеля и количества убытков. Сейчас желание одно - заразить идеей о том, что появляется не страшилка рынка, а новый полноценный и нужный игрок и тех, кто придёт на работу в компанию, и тех, для кого компания создаётся - для акционера и для страховых компаний страны.
- Не секрет, что у многих не вызывает восторга идея с 10%-ной цессией, на что Вы будете ориентировать рынок – она устанавливается «пожизненно» или со временем будет отменена? Как в структуре портфеля может распределяться доля цессионных договоров и «рыночных»? - Сейчас обсуждать эту норму не имеет смысла. Это требование содержится в законе. Со временем хотелось бы, чтобы портфель рисков компании был гармонично распределён по видам страхования, по территориям, а в портфеле превалировало бы число договоров с большими долями, чем то следует по закону.
- Ранее ЦБ говорил о том, что уже готов бизнес-план НПК. Знакомы ли Вы с его содержанием? Есть ли там определенные целевые показатели по прибыльности, сколько лет отводится на выход на самоокупаемость?
- Знаком. Это финансово-экономическое обоснование деятельности компании. Взвешенный документ, однако, жизнь вносит в него свои постоянные коррективы. Закладывалась модель сохранения текущего уровня убыточности по операции перестрахования на рынке, а также возможность работы не только на рынке РФ.
- НПК создавалась в первую очередь как средство защиты рисков санкционных клиентов, если санкции будут отменены, что ляжет в основу деятельности компании?
- Компания создаётся и под санкционный бизнес, и под бизнес перестрахования рисков граждан по программам страхования от рисков природных катастроф, и под обязательную цессию, и под присутствие на рынках других государств. Потребность в чем-то может отпасть, но в целом от перестрахования отказаться невозможно - востребованность будет всегда. А в противном случае акционеры примут решение о закрытии компании.
- Была информация о том, что риски НПК будут размещаться на Западе, так ли это? Какие страны могут стать ключевыми партнерами для госкомпании? - Размещать риски на Западе или Востоке могут и существующие страховщики. Для этого НПК не нужна. НПК нужна для удержания рисков внутри себя. Перестрахование должно ориентироваться на защищу портфеля и результата компании. При этом это расчётная модель - стоп-лосс, защита от кумуляции и так далее.
- Участники рынка беспокоятся за долгосрочные контракты, не понимая, с какого момента к ним придут за 10%-ми, что Вы им ответите? - Договоры, имеющие длительный срок страхования, например, страхование СМР так и будут перестрахованы, как и на момент до принятия закона, а вот договоры, по которым идёт искусственное удлинение срока страхования, хотя вся практика говорит ежегодном перезаключении контрактов, с января 2018 года должны быть обязательными к перестрахованию в НПК.
- Сейчас на рынке перестрахования на этапе заключения договоров активны брокеры, как Вы с ними планируете выстраивать отношения?
- Страховщики размещают риски - через брокеров или напрямую. Доля в размере 10% по закону должна быть предложена НПК. Брокеры интересны НПК не только в рамках обязательной цессии, но и в качестве проводников рисков с других рынков или в рамках передачи риска сверх обязательных норм. Общение с брокерами - это общение с профессиональным каналом продвижения услуг компании, распространения информации о ней на рынках других стран. Выражаю надежду на качественный уровень такого сотрудничества.