В настоящее время страховое сообщество активно обсуждает с регулятором вопрос о преимущественном праве страховых компаний при возникновении страховых случаев по ОСАГО урегулировать убытки в натуральной форме, путем организации ремонта поврежденного транспортного средства, сообщил на прошлой неделе президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) и Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс. И одним из ключевых моментов здесь станет обсуждение того, каковы зоны ответственности страховщика за качество проведенного ремонта, сказал он.
По словам одного из экспертов на страховом рынке, страховщики должны отвечать за предоставление направления на ремонт на СТОА в ближайшем для страхователе и согласованном с ним населенном пункте. "За качество и сроки ремонта, как и за загрузку СТОА, страховщики отвечать не могут и не должны", - сказал он.
Тема ответственности страховщика вызвала бурную дискуссию в сообществе. Портал Коринс.ру решил собрать мнения компаний на этот счет.
Каким должно быть разделение ответственности между СК и СТОА, где должна проходить эта грань, за что должны отвечать страховые компании, за что – нет, и должна ли работать эта система по аналогии с каско – на эти вопросы отвечают представители компаний.
Заместитель генерального директора СПАО «РЕСО-Гарантия» Игорь Иванов:
- Начать надо с того, что нашему клиенту будет предложен такой договор со СТОА, который даст ему все возможные гарантии по срокам и качеству ремонта. Это будет очень жёсткий договор с серьезными санкциями по отношению к СТОА, что обеспечит безусловную защиту прав клиента на качественный ремонт и достойный сервис. Далее, мы просто не направим клиента на такую СТОА, за качество ремонта на которой нам будет стыдно и которая не готова юридически гарантировать качество и сроки. Таким образом, наша ответственность, в первую очередь, в том, чтобы найти надежную, проверенную и готовую отвечать рублем за свою работу СТОА. Направляя клиента на ремонт, наша страховая компания возьмёт на себя ответственность за юридическую поддержку клиента в случае конфликта со СТОА из-за нарушения сроков или низкого качества ремонта. Заверяю вас, что СТОА очень дорожат сотрудничеством со страховыми компаниями и прекрасно понимают, что в случае недовольства клиента мы просто перестанем направлять туда машины на ремонт. Чтобы не выглядеть голословным, могу уточнить, что мы предлагаем ремонт по ОСАГО уже в 61 филиале, доля ремонтов по ОСАГО выросла уже до 13%, и недовольных клиентов нет, о чем свидетельствует отсутствие судов.
Аналогия (с каско – прим.) вполне уместна. Единственное отличие - ремонт по ОСАГО в большинстве случаев будет производиться на мультибрендовых станциях, а не у дилеров. Кстати, у нас уже заключены договоры с 356 мультбрендовыми СТОА, в том числе с 65 дилерскими СТОА, которые согласились работать на основе Единой методики и по ценам справочников запчастей РСА. То есть не по дилерским ценам, а по среднерыночным.
Заместитель генерального директора Ингосстраха Илья Соломатин:
- Мы за 20 лет научились отвечать за это качество перед нашим клиентом в рамках каско. Не вижу большой проблемы, почему это нельзя внедрить в ОСАГО. Да, понятно, первый год будет самым трудным с точки зрения притирки этих стандартов.
Я за то, чтобы прописать, за что конкретно отвечает страховщик. Вопрос - в законе или нет, потому что разные законы регулируют разные сферы деятельности. Мы не можем в полном объеме то, что мы хотим, распространить на такой субъект как: а) дилер, б) просто станция. Они разные по своей природе, структуре и так далее.
Но установить внутри себя стандарт, к которому мы приведем в соответствие всех желающих, мы в состоянии. Мы в конце концов действуем в рамках договорных отношений. Основное то, что заложено в поручении, (что потом может быть перенесено в закон) это то, что у тебя должен быть договор с этой станцией. Вот в рамках этого договора мы для себя стандартизируем и заложим эти требования. Но мы сможем договариваться с дилерами и по времени, и по качеству.
Например, у человека нетрадиционное транспортное средство – какой-нибудь старый фольксваген-«жучок», на который чтобы найти запчасти я должен запросить какой-то завод в Германии или мастерскую. Доставка может идти 30 дней. А в эти 30 дней по стандартным условиям я уже должен выдать отремонтированную машину. Как с этим быть? Всегда будут исключения.
Руководитель дирекции по урегулированию убытков Либерти Страхование Михаил Барышев:
- Страховая компания должна вовремя (в законе указан срок) выдать направление на станцию и согласовать с ней скрытые повреждения, если они будут обнаружены при дефектовке. СК должна включить в направление или согласовать по запросу станции все детали, работы и материалы, имеющие отношение к рассматриваемому убытку. Станция должна отвечать за качество и сроки ремонта.
Полномасштабному, как в каско, применению этой системы в ОСАГО мешают три обстоятельства:
-вычет амортизации деталей. Натуральный способ становится востребованным, если отсутствует доплата за амортизацию. Пока вычет износа предусмотрен законом, и исходя из него рассчитаны все тарифы. Станций, которые готовы не взимать доплату за амортизацию за счет работы со вторичными деталями, не так много, и среди них практически нет дилерских станций.
-право выбора способа возмещения клиентом. В каско, поскольку это добровольный вид страхования, страховщик имеет право так построить продукт, чтобы натуральный способ возмещения был единственно возможным, и именно так сейчас работает рынок. Это обеспечило расширение сети станций по каско и более оптимальные цены на ремонт. В ОСАГО право выбора принадлежит клиенту, и это очень ограничивает размеры сегмента натурального возмещения.
-неоправданно высокие цены дилерских станций на ремонт. По каско эти цены можно скомпенсировать тарифом и объемом услуг, а по ОСАГО эти параметры от страховщика не зависят.
Операционный директор по урегулированию ООО «Зетта Страхование» Андрей Шикерявый:
- По нашему мнению и мнению экспертного сообщества, в целом сфера ответственности страховой компании и станций техобслуживания должна быть разграничена. Страховщик отвечает перед клиентом за своевременную выдачу направления на ремонт; согласование скрытых повреждений (сроки согласования минимальны - не более 2-3 дней); а также за выполнение договорных обязательств перед станцией, то есть своевременную и в полном объеме оплату счетов СТО.
Что касается вопросов качества ремонта и сроков его проведения, то это относится к сфере компетенций ремонтной организации, а значит, и ответственность во многом возлагается на производителя работ. Иногда СТО затягивают сроки, ссылаясь на отсутствие необходимых запчастей, заказ деталей также может растянуться во времени. Мы, как страховая компания, используем все инструменты влияния и давления на СТО, и часто нам это удается, но, к сожалению, не всегда. При этом если автовладелец посчитает свои права нарушенными и обратится в суд, страховая компания выступит на его стороне и поможет отстоять свои интересы.
Управляющий директор департамента страхования автотранспортных средств Ренессанс Страхование Сергей Демидов:
Страховая компания должна отвечать за своевременную оплату счетов, согласований скрытых повреждений и т.д., но не за качество ремонта. Это – область ответственности СТОА, поскольку только станция может непосредственно влиять на качество своей работы. В принципе, ситуация аналогична каско.
Страховщики выбирают качественно работающие СТОА – ведь от результата работы станции в конечном итоге будет зависеть решение клиента, пролонгировать ли полис на следующий год. Естественно, в случае каких-либо споров со станцией страховая компания помогает клиенту в решении его вопросов.