Туристам грозит волокита с получением компенсаций после невыполнения своих обязательств туроператорами.
Министерство культуры РФ разработало проект постановления правительства о порядке выплат туристам возмещений в случае невыполнения обязательств туроператорами. Об этом сообщил порталу Коринс.ру источник на страховом рынке.
Он отметил, что документ согласовало также Минэкономразвития.
Согласно действующему законодательству, туроператор должен предусмотреть в своей деятельности финансовое обеспечение. Закон позволяет либо застраховать свою ответственность за неисполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта, либо предоставить банковскую гарантию.
Проектом постановления, с которым ознакомился портал Коринс.ру, предусмотрено, что при невыполнении туроператором обязательств турист вправе письменно обратиться в любую из организаций, предоставивших туроператору финансовое обеспечение.
Устанавливаются закрытый перечень оснований, по которым может быть отказано в компенсации. Это недостаточный комплект документов (его перечень установлен статьей 17.5 закона об основах туристской деятельности), истечение срока давности или расходы заявителя не обусловлены неисполнением туроператором своих обязательств.
Выплата производится в том случае, если заявитель не обращался с таким же требованием к другим организациям, которые предоставили финансовое обеспечение, либо его требование не было удовлетворено или удовлетворено частично.
Организация, в которую обратился турист, обязана письменно проинформировать об этом Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) в течение 10 дней. Компания также может запросить у других организаций данные о предъявленных заявителями требованиях и результатах их рассмотрения.
Если одна организация откажет в компенсации, это не может служить основанием для отказа в другой компании, следует из документа.
Как пояснил порталу Коринс.ру эксперт страхового рынка, при написании этого проекта никто не подумал о человеке.
"Представьте себе человека без серьезного финансового образования, который пришел в туркомпанию, которая приказала долго жить, не обеспечив выполнение взятых на себя обязательств по отправке человека на отдых. Там ему говорят - извините, мы банкроты, мы ничем помочь не можем, но у нас есть финансовое обеспечение от 5 компаний. Вам надо туда сходить, и все Ваши вопросы будут решены", - сказал он.
По словам эксперта, после этого человек идет в компанию Х, а там ему говорят: "Мы сейчас собираем заявления, мы не можем сказать, сколько их будет и хватит ли страховой суммы по нашему договору страхования на выплату возмещения всем. Поэтому Вы ждите".
"Сколько ждать? Да, хоть до бесконечности, потому что в постановлении ничего про срок не написано", - добавил он.
После этого человек приходит в другую компанию, а ему говорят: "Мы полностью выполнили свои обязательства перед туристами, страховая сумма закончилась, идите дальше", продолжил собеседник.
При этом человек не имеет ни малейшей возможности проверить, правомочно ли действие этой компании.
"Дальше он начинает метаться по рынку в поисках справедливости и приходит в Ростуризм, который уже завален отчетами отдельных страховщиков, попытками получить возмещение два раза со стороны мошенников, необходимостью запросить всех страховщиков (банкиров), почему они платят или не платят, разобраться в обоснованности жалоб и т.д. Это ад, а не защита туриста", - отметил эксперт.