РСА выступает за обновление методологической базы в части проведения техосмотра, об этом сообщил заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков (РСА) Сергей Ефремов.
Кроме того, РСА готов взять на себя дополнительные функции в части контроля информационной системы (ЕАИС ТО), в которой содержатся все данные о прохождении техосмотра и которая взаимодействует с базой АИС РСА при оформлении полиса ОСАГО.
Непосредственно стандарты процедуры прохождения должны утверждаться в рамках единой саморегулируемой организации операторов техосмотра, считает он.
С.Ефремов уточнил, что многие участники процесса в сфере ТО неправильно истолковывают и интерпретируют полномочия РСА в части обеспечения контроля за деятельностью операторов технического осмотра.
К сожалению, как для самих операторов технического осмотра, так и для РСА функционал по контролю сильно ограничен в рамках утвержденного ФСФР порядка. (Порядок осуществления контроля за деятельность операторов технического осмотра, утвержденными приказом ФСФР от 6 мая 2013 года № 13-32/пз-н.)
Что же РСА имеет право проверить в отношении оператора технического осмотра?
Первое. Соблюдение требований аккредитации на пунктах технического осмотра.
Все требования аккредитации установлены в Правилах аккредитации операторов технического осмотра, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 28 ноября 2011 года № 697:
- наличие на законном основании сооружения и средств технического диагностирования (в том числе соответствие средств технического диагностирования требованиям, установленным Минпромторгом России), расположенных по адресу пункта технического осмотра, указанному в Реестре операторов технического осмотра;
- наличие технических возможностей для передачи сведений о результатах проведения ТО;
- наличие не менее одного технического эксперта.
Второе. Соблюдение правил проведения технического осмотра.
Правила проведения технического осмотра, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2011 года № 1008. Правила проведения технического осмотра транспортных средств устанавливают порядок оказания услуг операторами технического осмотра на пунктах технического осмотра в рамках имеющейся области аккредитации.
В соответствии с правилами оператор технического осмотра начинает оказывать услугу с момента:
- представления на пункт технического осмотра по адресу, указанному в Реестре операторов технического осмотра транспортного средства;
- представления документов владельца транспортного средства или его представителя;
- представления свидетельства о регистрации транспортного средства или ПТС;
- оплаты услуг по договору о проведении технического осмотра.
Услуга считается оказанной с момента выдачи диагностической карты, оформленной по завершении процедуры технического диагностирования.
В этой связи в зону полномочий РСА для проведения контрольных мероприятий входят следующие нарушения совершенные на пункте технического осмотра:
- диагностическая карта оформлена без проведения технического диагностирования, либо с нарушением его проведения;
- диагностическая карта оформлена на транспортное средство категории, не соответствующей области аккредитации пункта технического осмотра;
- диагностическая карта оформлена с нарушением приказа Минтранса России от 21 августа 2013 года № 274;
- не соблюдается порядок учета, хранения, передачи и уничтожения диагностической карты, утвержденного приказом Минтранса России от 25 февраля 2014 года № 46;
- услуга по техническому осмотру оказана не по адресу пункта технического осмотра, указанному в Реестре операторов технического осмотра.
Справочно: За период с января по декабрь 2015 год в РСА поступило 621 обращение о нарушении 446 операторами технического осмотра правил проведения технического осмотра или требований аккредитации. Из них 167 от гос. органов, 117 от организаций и 337 от граждан.
Сотрудниками РСА за период с января по декабрь 2015 года проведено 269 документарных и 144 выездные проверки по 160 адресам.
За 2015 год в рамках полномочий возложенных на РСА в ходе проведенных проверок, проведенных на основании поступивших в РСА заявлений о нарушениях операторами ТО правил проведения технического осмотра и требований аккредитации было приостановлено действие аттестата аккредитации у 238 операторов (290 ПТО) и 8 аттестатов аккредитации аннулировано.