Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в понедельник подписал постановление об изменении правил дорожного движения (ПДД), которым вводится термин «опасное вождение». Текст документа опубликован
на сайте Правительства РФ.
Согласно справке к документу, подписанным постановлением правила ПДД дополнены нормой, запрещающей водителю опасное вождение, выражающееся «в неоднократном совершении одного или нескольких следующих друг за другом действий, если эти действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение других водителей в том же направлении и с той же скоростью создаёт угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения другого материального ущерба».
К таким действиям относится невыполнение при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения,
перестроение при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия,
несоблюдение безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства,
несоблюдение бокового интервала, резкое торможение, если такое торможение не требуется для предотвращения ДТП, препятствование обгону.
«Опасное вождение характеризуется повышенной опасностью для движения именно вследствие совершения совокупности перечисленных действий водителя, совершаемых в течение относительно короткого периода времени», - говорится в справке к документу. В ряде случаев это лишает других участников дорожного движения возможности спрогнозировать дальнейшее поведение такого водителя и адекватно среагировать на него во избежание создания аварийной ситуации.
В декабре 2015 года Российский союз автостраховщиков (РСА) завершил исследование о наличии зависимости количества и состава нарушений правил дорожного движения (ПДД), основными из которых являются превышение скоростного режима, выезд на встречную полосу, неправильная остановка на стоп-линии с частотой страховых случаев по ОСАГО. В проведенной работе анализировались имеющиеся данные ГУОБДД МВД России за 10 месяцев 2015 года по «злостным» автовладельцам, допустившим 5 и более нарушений ПДД, а также материалы по убыткам страховых компаний и данные базы АИС РСА.
По предварительным выводам исследования, введение повышающего коэффициента за опасное вождение к базовым тарифам ОСАГО может коснуться 5,5% автовладельцев, т.е. тех, кто совершил 5 и более нарушений в год. Причем, 4,1% от общего числа договоров ОСАГО приходится на группу автовладельцев, имеющих от 5 до 9 нарушений. Эксперты считают, что повышающий коэффициент для нарушителей этой группы может составить 1,86 к базовому тарифу ОСАГО. Для тех, кто нарушает ПДД более 10 раз за год предполагается увеличить стоимость полиса ОСАГО в 2-3 раза. Для более точных расчетов, подчеркивают специалисты, необходимо проанализировать данные ГУОБДД МВД России по всем нарушениям и, как минимум, за полный календарный год.
Как прокомментировал результаты исследования президент ВСС и РСА Игорь Юргенс, для подавляющего большинства водителей (т.е. 94,5%), нарушающих правила не более 4 раз, предлагается не менять стоимость ОСАГО.
Он уточнил, что «проведённый анализ прежде всего показал взаимосвязь между частотой наступления страховых случаев и нарушением ПДД. Чаще всего вероятность попадания в аварии наступает у водителей, которые нарушают ПДД более 5 раз. Это еще раз подтверждает вроде бы простую истину: думай о безопасности на дороге, не нарушай ПДД, тогда меньше шансов попасть в аварию и ОСАГО будет дешевле».