При более активном участии граждан в заключении договоров страхования жизни данный сегмент страхового рынка достаточно быстро вырос бы в несколько раз. Страховщики должны прикладывать больше усилий для повышения доверия страхователей, разрабатывать новые конкурентные продукты и развивать инфраструктуру. Государство со своей стороны создает законодательную основу для страховой деятельности и защиты прав потребителей страховых услуг, рассказал заместитель министра финансов РФ Алексей Моисеев.
- Год назад первый вице-премьер дал поручения ряду министерств подготовить предложения по развитию страхования жизни в России. Выполнены ли они?
- Поручения полностью проработаны, определяется единство подходов в регулировании всех финансовых институтов. В деятельности НПФ исторически сложились более благоприятные условия по сравнению со страховщиками. Это было оправдано ранее, но сейчас, когда НПФ акционировались и по сути ничем не отличаются от страховых компаний, встал вопрос о выравнивании правовых режимов и условий деятельности для всех участников финансового рынка.
- Требуют ли эти задачи серьезных изменений законодательства?
- За последние годы были приняты федеральные законы, совершенствующие, в том числе, налогообложение операций по страхованию жизни – необходимо лишь уточнение действующих норм.
- Как на развитие страхования жизни повлияет закон о возможности заключения договоров по этому виду страхования в электронной форме?
- Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам организации страхового дела» предусматривает возможность заключения и исполнения договоров пенсионного страхования, и также договоров страхования жизни в форме электронного документа, тем самым расширяя возможности взаимодействия и обмена документами между страховщиком и страхователями в электронной форме. Граждане смогут не только заключить договор, но и направить заявление о наступлении страхового случая, об осуществлении страховой выплаты. Таким образом, страховщики получают больше возможностей для реализации услуг по страхованию жизни, а страхователи – удобный дистанционный механизм взаимодействия со страховщиком.
- Как будет решаться вопрос о передаче медицинскими учреждениями страховщикам сведений о состоянии здоровья граждан, застрахованных по договорам страхования жизни?
- Порядок обмена информацией, составляющей врачебную тайну, между страховщиками и медицинскими организациями регулируется несколькими нормативными актами. Страховщику для получения сведений требуется письменное согласие застрахованного лица. Такое согласие страхователь дает при заключении договора личного страхования, а также при подаче заявления на осуществление страховой выплаты. При этом не установлено однозначно, имеет ли медицинское учреждение право передавать сведения о состоянии здоровья пациента страховщику, если письменное согласие на их передачу представлено в медицинскую организацию не лично субъектом персональных данных, а страховщиком по его поручению. Для того чтобы исключить неоднозначное толкование норм указанных выше законов, разработан и проходит процедуру публичного обсуждения законопроект, который вносит изменения в законы «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и которым устанавливаются основания и порядок предоставления страховщикам персональных данных о застрахованных лицах и выгодоприобретателях, включая сведения, составляющие врачебную тайну, при наличии письменного согласия указанных лиц.
Источник: Материал подготовлен редакцией журнала "Современные страховые технологии" (ССТ). Полный текст интервью бyдет опyбликован в ближайшем номере журнала и на сайте www.consult-cct.ru