Российский союз автостраховщиков (РСА) обратился в Верховный суд за поддержкой в вопросе спасения от автоюристов.
Как прокомментировал порталу Коринс.ру президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) и Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс, статистика РСА показывает, что в руках автоюристов только за прошлый год осело около 10 млрд рублей. На долю посредников приходится практически половина средств выплат, осуществляемых по решению суда.
Страховое сообщество направляет недюжинные усилия на сокращение числа судебных споров в ОСАГО и благодаря введению единой методики оценки ущерба их число удалось снизить на треть - до 14% от количества урегулированных убытков. Если бы автоюристы не раскачивали лодку, то этот показатель стремился бы к нулю. Наиболее сложная ситуация складывается в Южном регионе с точки зрения активности автоюристов, результатом чего уже стало возникновение проблемы доступности услуги ОСАГО на этих территориях.
Комплекс предложений страховщиков содержит более 40 поправок, которые нацелены как на борьбу с автоюристами, так и на совершенствование системы обязательной автогражданки в целом. Но сейчас решено остановиться на ключевых моментах, от внедрения которых зависит жизнеспособность всего рынка ОСАГО.
Письмо РСА, направленное в адрес Верховного суда, указывает на то, что если в среднем по России доля судебных выплат в общем объеме выплат по ОСАГО составляет 10-12%, а в отдельных субъектах Российской Федерации (например, в Москве и Санкт-Петербурге) – 5-7%, то, например, в регионах Южного федерального округа эта доля составляет 30-40%. При этом если средний размер выплаты по ОСАГО, осуществленной страховщиком в досудебном порядке, за 2011 – 2015 г.г. составляет 35 616 руб., то средний размер выплаты, осуществленной по решению суда (за тот же период) составляет (с учетом судебных издержек) 62 944 руб. Очевидно, что такая ситуация оказывает существенное влияние на убыточность данного вида страхования.
В письме указывается на то, что резко возросшее количество судебных разбирательств по ОСАГО является не следствием выплатной политики страховщиков (отказы в выплате страхового возмещения, занижение размера страховой выплаты и т.п.), а следствием активизации деятельности юридических посредников, направленной не на защиту прав и законных интересов потерпевший, а на извлечение сверхприбылей.
«Такие посредники перехватывают потерпевшего до его визита в страховую организацию, подписывают договор о переуступке прав требования, либо оформляют доверенность с правом получения всех выплат по соответствующему страховому случаю, и, фактически минуя предусмотренное Федеральным законом об ОСАГО обязательное досудебное рассмотрение споров, подают иск в суд, при этом со страховщика взыскиваются штрафы и пени. Кроме того, независимая техническая экспертиза поврежденного транспортного средства, назначенная по решению суда, зачастую проводится не в соответствии с единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт, что необоснованно увеличивает расходы страховщика по страховому случаю. При этом бенефициаром сумм, взыскиваемых со страховщика сверх собственно размера ущерба, является не потерпевший, а юридический посредник», - говорится в документе.
РСА просит поддержки Верховного суда в части препятствованию автоюристам в части получения необоснованных выплат. В том числе на руку автоюристам то, что экспертиза поврежденного ТС, в том числе назначенная судом, проводится не по единой методике, требования о взыскании выплаты осуществляются без предоставления автомобиля на осмотр, суды рассматривают обращения без соблюдения установленного законом об ОСАГО досудебного порядка урегулирования спора, отмечается в письме РСА. Кроме того, суды удовлетворяют требования по поддельным полисам ОСАГО, взыскиваются заведомо завышенные требования истца на проведение экспертизы ОСАГО и т.д. В этой связи союз просит ВС подготовить разъяснения по проблемным вопросам в части ОСАГО для судебной системы РФ.