Обострение обстановки на рынке ОСАГО захлестнуло некоторые регионы России, где у автовладельцев возникли сложности с покупкой полиса. Наибольшее число вопросов в адрес редакции Коринс.ру приходит из южных регионов.
В Российском союзе автосраховщиков (РСА) пояснили, что именно там наиболее активны группы автоюристов, которые специализируются на раскручивании убыточности ОСАГО.
Президент РСА Игорь Юргенс отметил, что наиболее сложная обстановка сложилась в следующих регионах: Краснодарский край, Волгоградская область, Ростовская область, Челябинская область, Ставропольский край, Башкирия, Воронежская область, Ивановская область, Нижегородская область.
Со своей стороны РСА разработал модель единого агента по обеспечению продаж ОСАГО в проблемных регионах, страховые компании, участвующие в опросе Коринс.ру, отмечают, что это поможет решить проблему лишь частично, глобально же для нормализации ситуации нужна либерализация тарифа ОСАГО и комплекс мер по противодействию автоюристам, которые зачастую прибегают к действиям, сравнимым с мошенничеством.
Директор дирекции розничного бизнеса СПАО «Ингосстрах» Виталий Княгиничев:
- Мы уже не раз заявляли, что сегменту ОСАГО необходим свободный тариф. Образование тарифа должно регулироваться рыночными механизмами, только в этом случае ОСАГО сможет эффективно приспосабливаться к динамично меняющимся рыночным условиям. Отсутствие свободного тарифа может привести к тому, что ОСАГО вновь «не успеет» за изменяющимися реалиями рынка, страховщиков захлестнет новая волна убыточности, в результате чего клиенты вновь столкнутся с низким качеством страховой услуги. Регулирование тарифа сдерживает и еще один важный тренд рынка автострахования, заключающийся в наметившемся слиянии рынков ОСАГО и КАСКО, когда страховая защита имущества, здоровья и жизни автовладельца в полной мере обеспечивается за счет страхования автогражданской ответственности, а страхование КАСКО фактически становится избыточным. Такой тренд мог проявиться только в условиях повышающегося качества страховых услуг по ОСАГО, рынок давно ждал таких изменений, и для их полной реализации либерализация тарифа абсолютно необходима.
Директор по развитию страхования СК «МАКС» Сергей Печников:
- Все перечисленные обстоятельства будут подстегивать страховщиков к уходу из регионов, где убыточность по ОСАГО зашкаливает. Но в данном случае, есть очень много нюансов, поскольку активно муссируется идея обязать страховщиков продавать полисы даже там, где нет филиалов (например, через интернет, или единого агента) – если эти планы будут реализованы, то возможны иные сценарии. В целом, ситуация в ОСАГО сегодня несет большую долю проблем, порождённых популизмом в угоду избирателям, проблемами с коррупцией в очень разных кругах и т.п.
Управляющий директор департамента страхования автотранспортных средств Ренессанс Страхование Сергей Демидов:
- В первом квартале ситуация усугубилась. Влияние основных причин роста убыточности – инфляции и активности автоюристов – продолжает усиливаться.
Комбинированный коэффициент убыточности ОСАГО в нашей компании составляет 102%. К концу года, если не произойдет каких-то существенных изменений в экономической конъюнктуре, судебной практике, действиях страховщиков и т. д., в условиях неизменных тарифов вполне реально дальнейшее повышение ККУ.
Точный прогноз колебания убыточности делать сложно. Все зависит от тех мер, которые будет предпринимать надзор и объединения страховщиков, в частности, от эффекта от реализации планов по борьбе с автоюристами, от результатов работы с судебной системой.
Управляющий продуктом управления розничного страхования РЕСО-Гарантия Михаил Петряев:
- Для того чтобы в полной мере развивать продажи ОСАГО, необходимо выйти на приемлемый уровень убыточности. Добиться снижения убыточности, не повышая тариф, можно только за счет отсутствия дополнительных судебных расходов, на которых зарабатывают «автоюристы», выкупившие дело у пострадавшего. Самым эффективным способом снижения судебных выплат мы считаем натуральное урегулирование в ОСАГО, т.е. урегулирование страхового случая путем ремонта на СТОА. На наш взгляд, переход от выплаты в денежной форме к ремонту автомобиля на СТОА будет являться основным трендом на рынке ОСАГО.
Руководитель
управления методологии
обязательных видов СК «АльфаСтрахование» Макаров Денис:
- Количество заключенных договоров ОСАГО в России сократилось за 2015 г. на 2,8 млн штук. Эта тенденция продолжается и в 2016 году. Причинами, влияющими на снижение количества проданных полисов ОСАГО в 2016 году, являются следующие факторы: рост числа поддельных полисов и снижение деловой активности предприятий, организаций, а также снижение финансирования учреждений на фоне сложной экономической ситуации в стране.
Нынешние тарифы ОСАГО не решают проблем в большом количестве регионов. Поэтому нужно двигаться в сторону их либерализации. Однако, стоит ли полностью менять структуру тарифов, окончательного решения пока нет.