Удешевление услуг посредников за последний год связано с активным сокращением страховщиками своих расходов в первую очередь за счет урезания комиссий, сообщается в опубликованном Банком России обзоре ключевых показателей страховых компаний за 2015 год.
«Суммарная доля вознаграждений посредникам в совокупных страховых взносах, полученных при их помощи, за 2015 год составила 19,6%, что на 3,3 п.п. ниже значения показателя за 2014 год», - говорится в обзоре.
По данным ЦБ, по структуре вознаграждений посредникам в 2014 году наиболее дорогим каналом продаж являлись кредитные организации и организации, осуществляющие деятельность по торговле транспортными средствами.
Комиссии организациям, осуществляющим деятельность по торговле транспортными средствами, сократились с 20,0% в 2014 году до 5,9% в 2015 году, комиссии кредитным организациям – с 37,0% до 29,4%. На сокращение комиссий повлияло снижение темпов кредитования и усиление конкуренции за рентабельный сегмент бизнеса, привлекательность которого растет в условиях экономического спада.
Среди посредников максимальная доля приходится на физлиц (29,5%) и кредитные организации (17,4%). Все больше страховых продуктов, не связанных с кредитованием, продается через банки - наибольшую долю взносов кредитные организации собирают по страхованию жизни (78,1% всех взносов по страхованию жизни) и страхованию имущества физлиц (32,6%). Доля агентских продаж самая высокая в ОСАГО (55,7%). Продажи полисов через автодилеров сократились с 7,9% в 2014 году до 6,3% в 2015 году в связи с общей негативной ситуацией на авторынке.
Как отмечается в обзоре ЦБ, в целом изменение структуры рынка по каналам продаж «определялось динамикой отдельных видов страхования». Ключевым источником роста страхового рынка в 2015 году был сегмент ОСАГО. Суммарный объем собранных страховых премий по итогам года достиг 218,7 млрд рублей, что на 44,2% больше аналогичного показателя 2014 года. В результате доля ОСАГО в совокупных страховых взносах превысила долю сегмента страхования автокаско, которая была крупнейшей на протяжении последних лет (22,1% рынка в 2014 году). Поэтапное повышение тарифов (октябрь 2014 года, апрель 2015 года) привело к росту средней страховой премии по ОСАГО с 3,5 тыс. рублей в 2014 году до 5,5 тысяч рублей в 2015 году и снижению количества заключенных за год договоров на 7,8% (до 39,6 млн).