добавлено 21.04.2016 10:44
автор korins.ru
2015 год сопровождался
существенными изменениями в работе российских компаний. 35% членов советов
директоров указывают, что их компании столкнулись с серьезными трудностями. Краткосрочные
приоритеты в деятельности компаний сейчас преобладают над долгосрочными. Три
четверти советов директоров ориентируются при обсуждении стратегии на период от
одного до трех лет и лишь 6% советов обладают достаточной уверенностью в
перспективах развития бизнеса, чтобы прогнозировать стратегию на 5-10 лет и
более. Такие результаты опроса членов советов директоров российских компаний «Между
стратегией и тактикой» 2016 представила
компания PwC в России.
Результаты настоящего исследования основаны на ответах
членов советов директоров более чем 350 компаний, представляющих различные
отрасли и сектора российской экономики и имеющих различную структуру
акционерного капитала. 44% респондентов представляют компании, находящиеся под
прямым или косвенным контролем государства.
По результатам исследования, 38% членов советов директоров российских
компаний констатируют, что 2015 год сопровождался существенными переменами и
трансформационными процессами в их компаниях, 35% указывают на то, что их
компании столкнулись с серьезными трудностями. Успешным для своих компаний 2015
год признают лишь 20% респондентов.
35% опрошенных ожидают ухудшения
финансово-экономических показателей. 16% рассчитывают на их улучшение.
Большинство директоров (64%) считают, что возобновления роста российской
экономики можно ожидать не раньше 2017 года.
CEO и члены советов директоров видят в нынешних
рыночных условиях больше рисков для их бизнеса, чем три года назад, говорится в
результатах опроса. Главными угрозами для их компаний являются геополитическая
нестабильность, изменения поведения потребителей, чрезмерное государственное
регулирование, а также недостаток квалифицированных управленческих кадров
текущим потребностям.
По мнению 51% директоров, краткосрочные приоритеты
берут верх над среднесрочными и долгосрочными в деятельности их компаний. Более
четверти (27%) членов советов директоров уверены, что менеджмент реализует
тактические меры в ущерб стратегическим интересам их компаний.
При обсуждении стратегии почти три четверти советов
директоров российских компаний ответили,
что ориентируются на период, не превышающий трех лет, 28% из них – на один год.
Согласно результатам опроса, только 6% опрошенных
директоров уверены в том, что их компании способны достигнуть целевых значений
стратегических показателей. 83% компаний пересмотрели свои стратегии за
последний год или же планируют это сделать под воздействием таких факторов, как
девальвация рубля, затрудненный доступ к капиталу, снижение цен на нефть,
последствия введения санкций.
Вопрос развития технологий активно обсуждался почти
половиной (48%) советов директоров. 30% из них считают очень важным включение в
состав их советов кандидатов, обладающих экспертизой в области технологий.
48% директоров ожидают, что составы их советов будут
меняться в контексте новых вызовов для бизнеса. 66% советов директоров в России
уже сегодня проводят регулярную оценку своей эффективности. Лишь 16% полагают,
что практика их компаний соответствует Кодексу корпоративного управления,
рекомендованному Банком России. 63% ведут работу по внедрению Кодекса или
планируют ее начать в ближайшее время.
Как отметил управляющий партнер PwC в России Игорь Лотаков, что хотя, по мнению
почти двух третей директоров, менеджменту их компаний удается хорошо сочетать
решение тактических задач со стратегическими, более четверти уверены:
менеджмент реализует тактические меры в ущерб стратегическим интересам компаний.
«Надеюсь, однако, что тактические интересы российских компаний не подорвут реализацию
их стратегических задач, - сказал И.Лотаков. - В России качественно и в лучшую
сторону меняются требования и стандарты в области корпоративного управления.
Неуклонно повышается и роль советов директоров в системе корпоративных
отношений».
Источник: PwC в России