добавлено 12.04.2016 09:24
автор korins.ru
Треть компаний в сегменте малого и
среднего предпринимательства имеют действующие кредиты, и 12% нуждаются в
услуге рефинансирования. В конце 2015 года кредиты для большинства организаций
не стали менее доступными. Такие итоги всероссийского опроса
предпринимателей в сфере малого и среднего бизнеса представило Национальное
агентство финансовых исследований (НАФИ), проведенного в партнерстве с
Аналитическим центром АО «МСП Банк» в феврале.
Всероссийский опрос НАФИ проведен в феврале
2016 г., в нем приняли участие 500 руководящих сотрудников предприятий микро,
малого и среднего бизнеса в 8 федеральных округах России.
Каждый десятый руководитель в сфере малого и среднего
предпринимательства отмечает, что в IV квартале 2015 года
кредиты стали более доступными (11%). При этом чаще об этом заявляли
представители средних компаний. Так ответили 16% респондентов. 38%
предпринимателей, наоборот, были склонны указывать на то, что кредиты стали для
них менее доступны. Половина опрошенных затруднились ответить.
17% субъектов малого и среднего предпринимательства
сообщили, что планировали в I квартале 2016 года оформить краткосрочный
кредит. В большей мере такие намерения высказывают руководители малых
компаний (20%), а в меньшей мере – управляющие микропредприятиями (14%).
Подавляющее большинство организаций (87%) не планируют брать такие кредиты (на
срок менее трех лет). Подать заявку на оформление долгосрочного кредита
собираются 8% опрошенных, и в основном предприниматели в сфере малого бизнеса
(12%).
Около трети компаний имеют действующие кредиты (31%):
среди микропредприятий таких меньше всего (24%), среди малых – 32%, а среди
средних – 39%.
12% руководителей компаний в сфере МСП указали на
потребность в рефинансировании кредитов, причем 4% это необходимо из-за
ухудшения банком условий, а 8% — из-за снижения собственной
платежеспособности. В услуге рефинансирования не нуждается каждая пятая
компания (19%), и чем крупнее организация, тем она менее заинтересована в
рефинансировании (14% среди микро- и 23% среди средних предприятий).
Как прокомментировала данное исследования руководитель
направления корпоративных исследований НАФИ Ольга Стасевич, проблемы
доступности финансовых услуг для представителей малого и среднего
предпринимательства уже на протяжении последних пяти лет стабильно входят в
топ-5 ключевых проблем бизнеса. Основные сложности заключаются в высокой
стоимости заемных средств, снижении активности инвесторов, а также ужесточении
требований к заемщикам. «Следует подчеркнуть, во многом указанные проблемы
обусловлены общей ситуацией, которая сложилась на финансовом рынке: банки
ограничены в своих возможностях ввиду действующих ограничений со стороны
регулятора, - говорит О.Стасевич. - При этом на текущий момент разработано и
активно реализовывается ряд государственных программ поддержки, направленных на
повышение доступности финансирования». По ее словам, одной из таких программ
выступает кредитование предприятий малого и среднего высокотехнологичного
сектора Банком России. «Востребованность программы уже налицо: лимит, который
ЦБ выставил на эту программу, выбран на 91%. Поэтому есть все основания
полагать, что в течение ближайшего будущего системная поддержка бизнеса со
стороны государства поможет нивелировать негативное влияние макроэкономики и позволит
бизнесу адаптироваться к новым условиям», - считает О.Стасевич.
Источник: НАФИ