добавлено 11.04.2016 09:33
автор korins.ru
«Если человек страдает – он имеет право на
компенсацию», – эти слова президента Национального союза страховщиков
ответственности (НССО) Андрея Юрьева можно считать одним из девизов возглавляемого
им союза. За последний год организация добилась серьезных изменений в
законодательство, направленных на защиту прав пострадавших при авариях на
опасных объектах.
- Какие проблемы и
несовершенства закона об ОС ОПО выявила (или еще раз подчеркнула) трагедия на
шахте «Северная» в Воркуте?
- Вы правильно
уточнили: проблемы, с которыми потерпевшие и страхователь столкнулись на
примере этой аварии, были нам известны и ранее, а сейчас проявились в очередной
раз, причем, учитывая масштабы трагедии, с утроенной силой. Основная проблема, конечно же, в том, что не
все семьи, потерявшие в этой аварии своих близких, вправе претендовать на
страховую выплату.
Действующая
редакция закона №225-ФЗ предусматривает выплаты только иждивенцам погибших, а
по усредненной статистике лишь немногим более половины гибнущих в авариях людей
являются кормильцами по гражданскому законодательству, когда на их иждивении
находились или престарелые родители, или маленькие дети, или родственники-инвалиды,
которые не могут себя сами обеспечивать. Данная норма, по сути, проистекает из
Гражданского Кодекса.
Между
тем, другой закон – «Об обязательном страховании гражданской ответственности
перевозчика» – уже начиная с 2013 года дает право на выплату не только
иждивенцам, но и ближайшим родственникам погибшего, если иждивенцев у него не
было. То есть право на получение страховых компенсаций получают супруги
погибших, их совершеннолетние дети или родители. Страховщики сторонники распространения
этого варианта и на опасные производства.
- Решают ли эту
проблему последние изменения, внесенные совсем недавно в закон №225-ФЗ?
- Да, эта проблема будет устранена в сентябре
текущего года, когда изменения вступят в силу, но очень жаль, что это не было
учтено еще на этапе запуска данного закона.
Второй
аспект, о котором НССО также говорит уже довольно давно, – это явно
недостаточный лимит страховой суммы в отношении угольных шахт. Начиная с 2012
года он составляет 10 млн рублей. Это минимальная сумма, которой, например,
вполне достаточно для урегулирования небольших инцидентов. Но, к сожалению, на
шахтах довольно часто случаются и настоящие трагедии, в результате которых
гибнут десятки людей. В случае, когда гибнет более 5 человек, страховой суммы
для выплаты всем по 2 млн рублей не хватает, выплата осуществляется
пропорционально.
Тем
более странным выглядят такие низкие лимиты, если вспомнить, что одним из
основных катализаторов запуска самого закона стала трагедия на шахте
«Распадской», в результате которой погиб 91 человек и еще более 130 получили
различные травмы!
Трагедия
на шахте «Северная» послужила толчком к скорейшему согласованию очень важных
изменений. Государственная дума приняла в третьем чтении поправки, которые мы
обсуждали больше года с Минфином, правительством и законодателями. В новой
редакции закона №225-ФЗ: в отношении угольных шахт размер страховой суммы
повышается до 50 млн рублей (если максимальное количество человек в смене не более
50) и 100 млн рублей (если максимальное количество человек в смене более 50).
Эти поправки также вступят в силу в сентябре. К сожалению, на аварию на шахте
«Северная» новый порядок распространяться не может.
- Этого
увеличения достаточно?
- С учетом того, что выплаты теперь будут
осуществляться фактически по каждому погибшему в аварии человеку, даже 100 млн
рублей может в некоторых случаях не хватить. Но в целом данные лимиты уже
гораздо лучше защищают имущественные интересы страхователя. И это можно назвать
хоть и несколько запоздалой, но победой.
- Почему так долго
рассматривались поправки?
- Нельзя сказать, что принятие поправок было
искусственно затянуто. После принятия закона проходил период накопления данных,
выявления узких мест, дорабатывались поправки по разным аспектам выплат
компенсаций пострадавшим. Например, проходило большое обсуждение порядка выплат
компенсаций по НУЖДам (нарушение условий жизнедеятельности), выплат за погибшее
имущество и т. д.
- Все ли
предложения по совершенствованию системы компенсаций, которые разрабатывал и
предлагал НССО, учтены и приняты?
- Можно сказать, что внесенные поправки
устранили наиболее проблемные моменты системы страховых выплат, выявленные нами
за время действия закона. Например, действующий до сих пор порядок выплат
потерпевшим в связи с нарушением условий их жизнедеятельности показал полную
свою несостоятельность, и нам удалось убедить законодателя в необходимости его
существенной модернизации. Теперь лицам, чьи условия жизнедеятельности будут
нарушены в результате аварии на опасном объекте, можно будет получить
фиксированные выплаты за каждый день таких нарушений. Причем для этого совсем
не надо будет покидать свои жилища или нести дополнительные расходы. Мы
предложили принцип, который сейчас действует при выплате за вред здоровью: если
человек страдает – он имеет право на компенсацию!
Еще
одним важным изменением стало увеличение лимитов компенсаций за вред имуществу
– почти в полтора раза – как для физических, так и для юридических лиц.
Практика показала, что при авариях часто страдают транспортные средства,
квартиры, дорогостоящее оборудование третьих лиц. Поэтому такое увеличение
выглядит вполне оправданным.
НССО
также много работал над совершенствованием терминологии и уточняющих порядок
выплат моментов, но доказать необходимость их принятия тем, кто непосредственно
в этом процессе не участвует, пока не получилось. И все же с удовлетворением
можно констатировать, что среди непринятых предложений НССО действительно
принципиальных и концептуальных все же нет, основное все учтено.
- Трагедии большого
масштаба всегда порождают разного рода спекуляции. Это и возможность
покритиковать власти, и прямые обвинения руководства предприятия в халатности,
и обвинение проверяющих органов в попустительстве и некомпетентности… И тем не
менее: как вы оцениваете эффективность всей системы Ростехнадзора на опасных
объектах?
- Очевидно, что служба Ростехнадзора действует
в реальных условиях, сложившихся за десятилетия, и в ней работают обычные люди,
со всеми их достоинствами и недостатками. А в текущей непростой экономической
ситуации, когда количество инспекторов, а также частота и глубина выездных
проверок вынужденно сокращаются, говорить о том, что промышленная безопасность
неуклонно возрастает, не приходится.
До
окончания расследования на шахте «Северная» нельзя сказать, что было основной
причиной аварии – внезапный горный удар (тогда это форс-мажор на языке
страховщиков), или намеренное искажение показаний датчиков загазованности
(тогда возникают вопросы к персоналу шахты), или же какие-либо упущения со
стороны Ростехнадзора, или что-то еще.
Лично
я не считаю, что можно поставить знак равенства между случившейся трагедией и
признанием неэффективности работы Ростехнадзора в целом. Аварий не бывает
только на том предприятии, которое закрыто (хотя в определениях «авария» и
«эксплуатация опасного объекта» присутствует даже такое его состояние, как
консервация). Пока экономике страны нужен уголь, пока отсутствуют технологии
добычи угля, не требующие присутствия людей в шахте, общество будет принимать
опасность возможных аварий в шахтах как должное. Собственно говоря, страхование
ответственности владельцев опасных объектов как раз и показывает, что общество
понимает эту опасность, иначе у этого вида страхования не было бы статуса
обязательного.
- Возвращаясь к
«Северной»: как идет урегулирование страхового случая?
- Если происходит авария, то каждый раз
формируется специальная комиссия во главе с Ростехнадзором. В нее входят также представители
МЧС России, местных муниципальных властей, страховых организаций и владельцев
предприятий. Работа комиссии обычно занимает продолжительное время. Только
после того, как она утвердит факт, что авария действительно была, начинается
отсчет 30 дней, в течение которых страховщики должны провести страховые выплаты
(при условии, что от потерпевших уже получены все остальные необходимые для
выплат документы).
Напомню,
что сейчас лимит выплат на одну аварию составляет 10 млн руб. Соответственно,
при всем желании страховщик просто не сможет заплатить больше. Расследование
еще продолжается, нет окончательных выводов. При этом есть некоторая неопределенность
в том, будет ли на шахте «Северная» зафиксировано две последовательные аварии,
или же это будет рассматриваться как одна, длящаяся во времени авария. В первом
случае страховщик готов будет выплатить 20 млн рублей. Страховщики следуют за
решением комиссии, они сами не вправе принимать решения по таким вопросам.
Для
того, чтобы люди получили выплаты максимально быстро, достигнута договоренность
с владельцами шахты: уже сейчас они выплатят по 2 млн рублей за каждого погибшего,
имевшего иждивенцев. После того, как будет окончено расследование, страховая
компания возместит владельцам шахты эти выплаты в пределах страховой суммы.
- То есть семьи
погибших горняков в любом случае должны получить компенсацию в размере 2 млн
рублей за каждого погибшего кормильца?
- Да, но в итоге эта сумма сложится из разных
источников: свою часть по закону заплатит страховая компания, а оставшуюся
сумму должен выплатить сам владелец опасного объекта. Недостаток действующего
законодательства здесь скорее в том, что оно не в полной мере защищает
имущественные интересы самого страхователя при наступлении его ответственности
перед потерпевшим.
Источник: Материал
подготовлен для журнала Современные страховые технологии (ССТ) при
содействии Коринс.ру. Полный текст интервью бyдет опyбликован в ближайшем номере журнала ССТ и на сайте: http://www.consult-cct.ru/.