добавлено 07.04.2016 14:24
автор korins.ru
При оценке инфраструктуры
совершения финансовых операций участники исследования высказывались положительно
— 85% довольны количеством точек доступа к финансовым услугам, средние затраты
времени на осуществление стандартного платежа составляют 19 минут. Такие
результаты опроса среди потребителей и поставщиков финансовых услуг представило
Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ).
Исследование проводилось с июня
по декабрь 2015 года в рамках совместного проекта Минфина России и Всемирного
банка, в нем приняли участие 5000 человек.
Данные позволяют сделать вывод о
высоком первичном насыщении, то есть найти хотя бы один канал получения финансовых
услуг могут практически все категории населения, говорится в исследовании.
Доступность стоимости финансовых
услуг опрошенные оценили как среднюю. Ценовой барьер не играет существенной
роли при выборе депозитных продуктов, текущего счета, однако становится
препятствием для доступа к кредитным продуктам. Так считают 57% населения.
Большинство россиян не считают
все финансовые услуги понятными – 38% отмечают, что существует много услуг, в
которых трудно разобраться, 46% – что некоторые продукты сложно понять
самостоятельно. Только 55% опрошенных считают, что необходимую для выбора финансовой
компании информацию можно собрать при определенных усилиях.
По данным опроса, 21% взрослого
населения России не пользуются банковскими услугами, то есть в настоящее время
они не включены в потребление финансовых продуктов. Доля не пользующихся финансовыми
продуктами выше среднего в селах (25%), среди жителей Северо-Кавказского (27%)
федерального округа, респондентов старше 55 лет (27%), а также имеющих
образование не выше общего среднего (33-34%), с доходами менее 35 тысяч рублей
на человека (23%), безработных (39%), учащихся, студентов (34%) и пенсионеров
(35%).
Граждане, которые не пользуются
банковскими услугами, более критично отзываются о своем уровне финансовой
грамотности – 55% оценили навыки и знания по управлению деньгами на 1-2 балла
из 5 максимальных. Также они менее вовлечены в потребление страховых услуг (48%
отметили отсутствие страхового полиса) и в меньшей степени владеют
инструментами для дистанционного доступа к финансовым услугам – только 51% из
них указали, что выходили в Интернет за последний месяц.
На втором месте по популярности
отмечены кредитные продукты. Около трети участников исследования (29%) указали
наличие выплачиваемого кредита. При этом почти десятая часть пользователей
кредитных продуктов (8% от общего числа опрошенных) являются владельцами так
называемых «проблемных» кредитов (выплаты по займам составляют более 30% дохода,
были просрочки платежей). Специалисты НАФИ отмечают, что территориальные
показатели, возраст, и уровень дохода существенного влияния на долю «сложных»
кредитов не оказывают, что свидетельствует о наличии системных проблем на рынке
кредитования, связанных с оценкой платежеспособности и уровня закредитованности
заемщиков.
На третьем месте по популярности
среди населения находятся сберегательные продукты. Наличие депозита,
сберегательного вклада указали 18% респондентов, причем 61% из них за прошедший
год его пополняли. Показатель чуть выше в крупных городах (20% в городах с
численностью жителей более 500 тыс.) и ниже среднего в селах (15%). Подавляющее
большинство вкладов размещены в банках – 98%, о сберегательном счете в
инвестиционной компании сообщили 1% опрошенных, в микрофинансовой организации –
0,3%, в кредитном кооперативе – 0,2%.
Менее активное использование
таких продуктов можно связать с относительно низким уровнем сбережений, считают
эксперты, т.к. четверть участников исследования указали, что у них нет
сбережений, треть – полагают, что объема их сбережений хватит не более, чем на
1 месяц обычной жизни в ситуации отсутствия доходов.
Треть участников опроса (33%)
можно отнести к домохозяйствам с минимальными финансовыми ресурсами – они не
имеют сбережений, либо на них не смогут
прожить более одной недели. Средний уровень ресурсов характерен для почти
половины опрошенных (48%), их повседневные нужды могут обеспечиваться за счет
сбережений примерно от одного до четырех месяцев. В группы с высоким уровнем
«выживаемости» можно отнести 13% опрошенных, которые указали, что их финансовых
запасов хватит на пять месяцев и более.
Источник: НАФИ