За последний год в сегменте ОСАГО появилось сразу несколько инноваций. Разобраться в ряде вопросов от автовладельцев, направленных в редакцию портала Коринс, помогли специалисты РСА.
- Приведите, пожалуйста, современную формулу определения платежей по ОСАГО. Действительно ли у разных страховых компаний – разные базовые тарифы.
- Базовый тариф на ОСАГО при заключении договора в отношении легковых транспортных средств физических лиц составляет на сегодняшний день от 3432 до 4118 рублей. При этом конкретный базовый тариф устанавливается страховщиком самостоятельно в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства, однако должен находиться в пределах указанных значений. Далее базовый тариф умножается на коэффициенты, зависящие от стажа водителя, допускал ли он аварии, от региона его проживания, возраста и мощности двигателя автомобиля и др. Подробно формула определения страховой премии изложена в приложении Приложение 4 к Указанию Банка России от 19 сентября 2014 года N 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
- Как проверить страховую компанию? Стоит ли покупать полис ОСАГО в придорожных вагончиках, где стоимость страховки на 2 тыс. меньше, чем у других?
- Нужно помнить, что самые безопасные места для покупки полиса ОСАГО – это офисы и официальные сайты страховых компаний. В других же местах покупать полисы ОСАГО категорически не рекомендуется. Лучше отказаться, если вам предлагают купить ОСАГО в ГАЗели; на сомнительных сайтах; в офисах агентов и брокеров; у незнакомых вам агентов; в передвижных пунктах продаж. Если же по каким-то причинам вы хотите оформить полис одним из этих способов, обязательно проверьте подлинность бланка, который вам предлагают. Для этого нужно
зайти на сайт РСА. Выбираем раздел ОСАГО, затем – раздел «Сведения для страхователей и потерпевших», после чего – рубрику
«Сведения для страхователей о статусе бланков полисов ОСАГО и дате заключения договора». Вводим серию и номер бланка в появившемся разделе, а также «код безопасности». Для начала, бланк должен быть обнаружен в базе. Но также нужно обратить внимание, чтобы в базе был указан тот же регион и та же страховая компания, которые фигурирует на бланке.
- В чем преимущество электронного полиса ОСАГО? На каких сайтах его можно купить? Будет ли это безопасно?
- Возможность оформить электронный полис ОСАГО появилась у российских автовладельцев – физических лиц еще в июле 2015 года. Теперь не нужно покидать свой дом или офис, ехать в офис страховой компании, чтобы застраховать свой автомобиль. При оформлении электронного полиса ОСАГО (Е-полиса) действует тот же принцип, что и при покупке авиабилета или билета в театр, а также при любых покупках в Интернете. При заполнении заявления о заключении договора на сайте страховщика производится проверка указанных сведений на предмет их соответствия информации, содержащейся в АИС РСА. Если проверка пройдена успешно, договор может быть заключен. Страховая премия уплачивается безналичным путем, после чего информация попадает в базу АИС РСА, и иметь на руках привычный типографский бланк ОСАГО уже не обязательно. Достаточно распечатать электронную версию полиса, которая приходит на почту страхователя или в личный кабинет страхователя на сайте страховщика после внесения им оплаты, и возить с собой в автомобиле. При этом, если обладателя Е-полиса останавливает сотрудник ГИБДД и просит предъявить страховку, то достаточно показать ему эту распечатку.
Со списком страховых компаний, которые осуществляют продажу электронных полисов, можно ознакомиться на сайте РСА, в разделе
«Электронный полис ОСАГО». В настоящий момент продажами Е-полисов занимаются 15 страховых компаний. Обратите внимание: электронный полис можно купить только через официальные сайты компаний из этого списка. Если вам предлагают сделать это на сайте агентов/брокеров или других страховых компаний, то, скорее всего, это мошенники, поскольку деятельность страховых агентов и страховых брокеров по оказанию услуг, связанных с заключением договоров страхования в виде электронных документов, не допускается.
- Чем рискует водитель, купивший ради экономии поддельный полис ОСАГО. Какие могут быть последствия, если этот факт всплывёт, к примеру, в ходе разбирательства по аварии?
- Должны вас предупредить: подделка полиса может обернуться большими убытками. Если в течение года не был оформлен официальный полис ОСАГО, то при следующей покупке коэффициент «бонус-малус» будет обнулен, а скидка за многолетнюю безаварийную езду - утрачена. Купить же настоящий полис рано или поздно придется: сотрудники ГИБДД все чаще проводят рейды по выявлению подделок, «пробивая» страховки по открытой базе страховщиков. Предъявление подделки согласно статьи 327 ч.3 УК РФ может обернуться штрафом в размере до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными - на срок до двух лет, либо арест на срок до шести месяцев.
В случае ДТП придется самому ремонтировать не только свой автомобиль, но и, если он был виновником, авто другой стороны. А также возмещать ущерб жизни/здоровью, если он был нанесен, и здесь счет может идти на миллионы рублей.
- Автогражданка подорожала в прошлом году. С чем это связано?
- Стоимость полиса ОСАГО действительно возросла в прошлом году, это было связано с троекратным ростом лимитов выплат и по «железу», и по «жизни и здоровью». Так, в первом случае можно получить до 400 тысяч, во втором – до 500 тысяч рублей. Кроме того, если раньше страховая сумма при причинении вреда имуществу нескольких потерпевших составляла 160 тысяч рублей на всех, но не более 120 тысяч рублей одному потерпевшему, то сейчас 400 тысяч рублей – лимит по каждому потерпевшему. Еще одним нововведением является расширение круга выгодоприобретателей при причинении вреда жизни потерпевшего. Следует также отметить, что принципиально изменился алгоритм определения размера возмещения при причинении вреда здоровью: раньше этот размер зависел от фактически понесенных расходов, которые необходимо было подтверждать конкретными документами, а сейчас выплата производится по факту причинения вреда исходя из установленных нормативов за то или иное повреждение (при этом в случае недостаточности полученного возмещения существует возможность доплаты по факту понесенных расходов).
Владение автомобилем в принципе недешево, а ОСАГО - не самая большая строка в бюджете расходов на автомобиль. К тому же премия вносится раз в год, это запланированный расход, и в течение всего года эта премия обеспечивает страховую защиту, и с учетом объема страховой защиты страховые тарифы выглядят не такими значительными.