добавлено 29.03.2016 11:30
автор korins.ru
По
итогам 2015 года скидку по ОСАГО получили три четверти автовладельцев. Доля
водителей, имеющих коэффициент бонус-малус меньше 1, достигла 72% в завершении
IV квартала прошлого года, тогда как по итогам предыдущих трех кварталов этот
показатель составлял 67%. Об этом президент Всероссийского союза
страховщиков (ВСС) и Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс
сообщил в феврале.
Проверить
свой КБМ каждый автовладелец может на сайте РСА. Однако не каждый знает о
том, как рассчитывается скидка при определении страховой премии и как ее не
потерять.
Российский
союз автостраховщиков (РСА) ответил на самые частые вопросы страхователей по
КБМ, подготовленные порталом Коринс.ру.
- Как производится расчёт коэффициента «бону-малус»?
-
КБМ при расчете страховой премии по договору ОСАГО рассчитывается на
основании сведений о КБМ, примененном при заключении последнего прекратившего
свое действие договора ОСАГО, а также аварийности по предыдущим договорам
ОСАГО, закончившимся не более одного года назад. В случае если водитель являлся
виновником по страховым случаям, совершенным по договорам, закончившимся в
течение года до заключения договора ОСАГО, то при расчете страховой премии на
новый срок страховщик применяет повышенный КБМ, зависящий от количества
страховых выплат. Если же в течение года страховых случаев не произошло, то КБМ
водителя по сравнению с предыдущим годом улучшится.
-
Из чего складывается КБМ?
-
КБМ индивидуален для каждого водителя, зависит от его страховой истории.
Он рассчитывается по специальной таблице, которая едина для всех страховых
компаний. Она составлена таким образом, что, зная класс каждого водителя при
заключении предыдущего договора ОСАГО, можно, в зависимости от числа
произошедших по его вине в течение года ДТП, определить, какой КБМ он получит
при страховании на следующий год. С таблицей можно ознакомиться на сайте РСА,
пройдя по ссылке http://www.autoins.ru/ru/help/bonusmalus.wbp.
Кроме того, применение КБМ, превышающего КБМ страхователя, может быть
обусловлено допуском к управлению транспортным средством других водителей, ведь
при расчете страховой премии применяется наихудший коэффициент среди КБМ всех
водителей, вписанных в страховой полис.
- Как рассчитывается КБМ, если договор ОСАГО заключен без ограничения допущенных водителей? Привязывается ли скидка к автомобилю или
к человеку?
-
КБМ в договорах с ограниченным кругом лиц, допущенных к управлению, привязан к
водителю. В договорах же без такого ограничения история КБМ ведется по
транспортному средству применительно к конкретному собственнику этого
транспортного средства.
-
Что произойдет с КБМ, если страхователь пропустит какой-то период в
страховании?
- При
отсутствии информации о предыдущей страховой истории присваивается КБМ, равный
единице (следует иметь в виду, что наличие перерыва в страховании более одного
года в целях расчета КБМ приравнивается к отсутствию страховой истории).
Информацию о КБМ страховые компании берут из автоматизированной базы данных
Российского союза автостраховщиков (АИС РСА).
- В каких случаях могут появиться «ошибки» с КБМ и его
повышение?
-
Нередко один водитель допущен к управлению в нескольких полисах ОСАГО. И если
за историей страхования в договоре на свое транспортное средство водитель
следит пристально, то за историей полиса, например своего друга, в который он
был вписан несколько лет назад, он может не следить вовсе. Со временем может выясниться,
что КБМ водителя в разных полисах различается. Вторая причина касается данных
водителя или собственника, указанных в полисе ОСАГО. Водительское удостоверение
и паспорт гражданина РФ подлежат замене не только согласно установленной
периодичности, но и в случаях смены ФИО или утери документа. В случае
смены указанных документов, страхователь обязан сообщить об изменении
страховщику. Если данная обязанность страхователем не выполняется, то в
большинстве случаев в момент заключения нового договора страхователь узнает о
том, что история КБМ водителя «потерялась» в АИС РСА. Для недопущения подобных
ситуаций страхователь должен ответственно относиться к обязанностям,
установленным договором.
Только
своевременное информирование страховщика о необходимости внесения
изменений в полис, позволяют минимизировать риски возникновения проблем с
сохранением класса. Конечно, нельзя исключить полностью человеческий фактор.
Так, бывает, что страховщик и сам может ошибиться, к примеру, набрать при вводе
информации букву «а» вместо «о», но такие вещи поправимы.
-
Если страхователю полагается скидка, а её нет, куда нужно обращаться?
-
Если, по мнению страхователя, класс КБМ в договоре присвоен водителю
несправедливо и не соответствует его истории страхования, ему следует
обратиться к страховщику по тому полису ОСАГО, на основании которого АИС РСА
присваивает водителю класс КБМ в новом полисе.