Статистика РСА показывает, что лавинообразно растет доля нестраховых судебных выплат в ОСАГО (то есть выплат автоюристам), за последние 5 лет она увеличилась в 3 раза.
Об этом президент РСА и ВСС Игорь Юргенс заявил на круглом столе ВСС "Рубеж 2016: Методы и инструменты борьбы с противоправными проявлениями в страховании" в среду.
Если в 2011 году автоюристы получали 15% от судебной страховой выплаты, то в 2015 году этот показатель составил 43%.
Это означает, что если суд постановил выплатить водителю 50 тысяч рублей, то он на руки получит примерно половину от этой суммы, остальное достанется посреднику, пояснил И.Юргенс.
Доля выплат автоюристам только за 2015 год выросла треть – с 33% до 43%.
При этом РСА отмечает положительную динамику сокращения числа судебных разбирательств. Прежде всего, как отметил глава союза, это происходит благодаря введению в действие единой методики оценки ущерба.
В наиболее проблемные для рынка 2013-2014 годы доля выплат по решению суда в общей сумме оплаченных убытков составляла 22-25%, по итогам 2015 года этот показатель снизился до 14%. Если бы лодку не раскачивали автоюристы, то он бы стремился к нулю, уверен глава РСА.
Общий объем выплат ОСАГО по суду в 2015 году составил 18,4 млрд руб. против 24,6 млрд руб. годом ранее. В 2011 году эта цифра составляла 5,8 млрд руб.
ПРОБЛЕМНЫЕ РЕГИОНЫ
РСА ведет работу с местными властями, которым надо обратить внимание на «автоюристов», паразитирущих на системе автострахования. Сейчас в качестве пилотного региона выбран Краснодарский край.
Проблемными зонами остаются и другие регионы:
В Челябинской области выплат по судам – 50 %. Для сравнения, в Свердловской – 10.
По этой причине территориальный коэффициент в Челябинске больше, чем в Екатеринбурге. Соответственно, в результате простые автовладельцы вынуждены платить больше за страховку.
Другой пример – Амурская область. Там в среднем накрутка на выплату составляет 40 тыс. рублей: 25 тысяч рублей получает эксперт за оценку, 15 тысяч – представители за отстаивание интересов в суде. Отсюда – высокая убыточность, страховщики уходят из региона из-за того, что автоюристы разоряют компании.
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
РСА совместно с ЦБ подготовил блок законодательных инициатив по борьбе с мошенничеством в автостраховании.
Комплекс мер:
Корректировка претензионного порядка работы страховых компаний: предлагаем увеличить срок почтового пробега в случае, если документы на выплату подаются по этому каналу. Использование почтовых сообщений мошенниками превратилось в стандартный способ, делающий невозможной прямую и быструю выплату возмещения пострадавшему.
Уточнение требования по предоставлению на осмотр страховщику поврежденного автомобиля.
Усовершенствование работы экспертов-техников, чьи заключения ложатся в основу расчетов стоимости ремонта по полису ОСАГО для автомобиля, попавшего в ДТП.
Установление приоритета выплаты в натуральном виде в ОСАГО над денежной выплатой: это фактически полностью убирает всех посредников при взаимоотношениях между страховщиком и автовладельцем.