Новости > НССО: 92% лифтов в РФ застрахованы как опасные объекты
1643 show

добавлено 01.03.2016 16:40
автор korins.ru








Президент Национального союза страховщиков
ответственности (НССО) Андрей Юрьев в интервью ведущему программы «Персона
Грата» на Радио России рассказал о ситуации с авариями лифтов и о тех
компенсациях, которые положены пострадавшим.



Радио России. Программа «Персона грата». Интервью А.В.
Юрьева



- Ведущий Виталий Ушканов: Сегодня мы будем говорить об
участившихся в последнее время авариях с лифтами и, о трагической гибели людей,
которые привычно воспользовались этим замечательным техническим изобретением
человечества. Президент Национального союза страховщиков ответственности (НССО)
Андрей Юрьев в нашей студии.



- Ведущий: Действительно, столько трагических случаев в
последнее время произошло (последний – буквально 21 февраля), что невольно
будешь прислушиваться к советам относительно здорового образа жизни часто и
больше ходить пешком по лестницам. Если серьёзно, здания строятся всё выше, и
без лифта многие люди не смогут выйти на улицу. У вас наверняка есть данные,
сколько подобных аварий произошло за последний год?



- А.Юрьев: Да, за последний год произошло достаточно
количество аварий, и в первую очередь нужно сказать о том, кто ведёт учет таких
аварий.



Есть три организации, которые в силу своих служебных
обязанностей должны вести учёт. Первая – Федеральная служба по экологическому,
технологическому и атомному надзору Ростехнадзор, вторая – Национальный
лифтовый союз, который объединяет все лифтовые хозяйства, и третий – наш союз,
НССО, который объединяет страховые компании, занимающиеся страхованием
ответственности владельцев лифтов как владельцев опасных объектов.



За последние годы была проблема, связанная с правовым
провалом в обеспечении надзора со стороны Ростехнадзора, поскольку в 2012 году
лифты были выведены из категории опасных производственных объектов (ОПО),
которыми они считались до этого. В рамках государственной программы по снижению
нагрузки на бизнес было принято решение, что лифты не являются ОПО, и в течение
3 лет – с 2012 по 2014 гг. – они не состояли под государственным
надзором.



В 2014 г. эту ситуацию исправили, Ростехнадзору вернули
полномочия по учёту и расследованию этих аварий, а также контролю и
ведению реестра, но вместе с тем эти три года выпали. Поэтому те цифры, которые
у нас есть, в большей степени базируются на данных Национального лифтового
союза и страхового сообщества. Так вот за неполные пять лет действия закона об
обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасных
объектов, к которым относятся и лифты, было зафиксировано более 100 аварий, в
которых погибло более 40 человек и чуть больше 100 было раненых. Эти цифры,
возможно, относительно небольшие, но когда, например, в результате аварии на
лифте у матери гибнет ребёнок, вопрос о статистике задавать не хочется, потому
что это гигантская трагедия сама по себе.



- Чтобы понимать масштаб бедствия, скажите, связано ли
напрямую состояние лифтового хозяйства с уровнем и качеством жилого здания?
Жизнь показывает, что лифт может сорваться как в ветхом доме, так и в элитном
небоскрёбе.



- Я думаю, аварийность на лифте зависит не от того здания, в
котором он находится, а от состояния самого лифта, потому что по нормативным
документам, все лифты должны иметь максимальный срок эксплуатации 25 лет. По
истечении этого периода проводится обязательная экспертиза данного лифта, и
срок эксплуатации может быть продлён ещё на 3 года, дольше его использование
запрещено. Мы говорим именно о лифтах, а не о грузоподъемных механизмах,
которые тоже иногда называют лифтами.



- В чём разница? Лифты – это там где люди?



- Лифты это там где люди, лифты расположены в жилых зданиях,
в помещениях, которые предназначены исключительно для перевозки людей. Вместе с
тем, мы обладаем информацией, что во многих регионах лифтовое хозяйство более
чем на четверть является устаревшим, т.е. эксплуатируется дольше 25 лет. В
Москве количество старых лифтов составляет не более 10%, при этом есть
московская программа по замене ветхих лифтов, но есть регионы, где эти цифры
достигают 40% и более.



- Чуть меньше года назад по этому поводу в публикациях
фигурировали цифры – 170 тыс. лифтов в стране нуждаются в замене, и тогда эту
программу замены оценивали в 200 млрд. рублей. Сумма приличная и в нынешней
экономической ситуации надеяться на то, что эти деньги выделят, наивно.



- Цифры похожи на правду. По данным НССО, Ростехнадзора и
Национального лифтового союза в России порядка 530 тыс. лифтов. Соответственно,
те 170 тыс. лифтов, которые вы упомянули, составляют ту самую треть от общего
количества, и можно говорить, что наши данные о 25-30% ветхих лифтов
соответствуют действительности. Сумма действительно большая, но,
во-первых, многие лифты необязательно заменять. Их можно модернизировать:
заменить устаревшие тросы, двигатели, систему безопасности, которая «ловит»
лифты, если они падают вниз. То есть всё это можно делать за меньшие деньги.
Поэтому я бы не стал сейчас говорить о том, что 200 млрд. рублей – это некая
финальная цифра. Всё - по обстановке.



В 2009 году в Еврейской автономной области рапортовали о
том, что заменили 100% лифтов, которые существовали в регионе на тот момент. Но
когда начали разбираться, то выяснилось, что в городе Биробиджан расположен
всего один высотный дом, в котором и был заменен лифт, в результате чего
получилась цифра 100%. Вот такая казусная ситуация.



- А сколько стоит поменять один лифт?



- Я не думаю, что могу правильно ответить на этот вопрос.
Потому что есть российские лифты, есть импортные, и все они относятся к разным
ценовым категориям.



- В России действует система компенсаций пострадавшим в
авариях с лифтами. Как она работает? Что необходимо делать человеку, который
либо сам попал в такую ситуацию и остался жив, либо кто-то из его родных и
близких пострадал в такого рода аварии?



- С 2012 года все лифты должны быть вовлечены в систему
обязательного страхования ответственности владельцев опасных объектов, наряду с
такими объектами, как гидротехнические сооружения, шахты, промышленные
объекты. История с шахтой «Распадская», авария на Саяно-Шушенской ГЭС – это всё
было первопричиной того, что государство приняло решение о внедрении
обязательного страхования ответственности на опасных объектах. И эту
ответственность должны страховать их владельцы. Лифты являются опасными объектами,
и владельцы лифта также должны страховать свою ответственность.



- Кто является владельцем лифта?



- Владельцами лифта с точки зрения страхования могут быть в
первую очередь застройщики до момента введения дома в эксплуатацию. Как только
он вводится в эксплуатацию, существуют следующие варианты: управляющая
компания, ТСЖ, жилищный кооператив, специализированная лифтовая организация,
которая проводит техническое обслуживание лифта. То есть с точки зрения
страхования, владельцем лифта является тот, кто его обслуживает и гарантирует
его работоспособность.



- Кто из перечисленных вами владельцев наиболее
эффективно, по вашей оценке, справляется с такой ответственностью?



- У нас нет такой статистики, поскольку не так много времени
прошло с начала действия закона. На протяжении трёх лет Ростехнадзором не
велись расследования происходящих аварий. Мы можем говорить о тех фактах, когда
были аварии, и они должны были попасть под действие закона, но по объективным
причинам их расследование не проводилось.



- То есть в связи с гибелью людей проводилось
расследование Следственным Комитетом, но со стороны Ростехнадзора их не было.
Те два года, когда лифты были выведены из числа опасных объектов – это было
ошибкой?



- Это было скорее недочетом, потому что последние события
показывают, что государственный технический надзор очень нужен. С сентября 2014
года этот надзор восстановлен и работает в полном объеме. Поэтому вот уже
полтора года, как мы можем четко говорить всем живущим в домах, где есть лифты,
что если не дай бог что-то произойдёт, вы имеете право на получение компенсаций
по ОС ОПО от страховой организации. По нашим данным, из 530 тысяч лифтов,
которые мы учитываем, 490 тысяч застрахованы, то есть это примерно 92% от всех
лифтов России.



- Почему оставшиеся 8% не хотят страховаться по
обязательному страхованию?



- По разным причинам. Кто-то старается экономить на этом, не
сообщает об объекте в Ростехнадзор, в этом случае у Ростехнадзора, как у
государственного органа есть право на наложение административных штрафов, составляющих
500 тыс. рублей, в случае если выявлен факт отсутствия договора страхования.
Это примерно как в ОСАГО, если инспектор ГИБДД обнаруживает, что у водителя нет
полиса, он имеет право наложить административное наказание.



- Полис страхования ответственности для владельцев лифтов
дорогой?



- С моей точки зрения, нет. Его средняя стоимость – от 500
до 2 000 рублей, и напрямую зависит от того, какое количество лифтов есть
у одного эксплуатанта. Стоимость страховки зависит и от того, каков лимит, в
пределах которого будет осуществлять выплаты страховая организация. Законом
установлено, что этот лимит составляет 10 млн рублей. С учетом того, что закон
предусматривает фиксированную выплату иждивенцам погибшего – 2 млн рублей и до
25 тыс. рублей на погребение, то можно говорить о том, что закон
предусматривает компенсации пяти пострадавшим в одной аварии.



- В законодательстве есть серьёзный пробел. Если погибает
ребёнок, то возникают сложности с получением компенсации, поскольку у него нет
и не может быть иждивенцев.



- Совершенно верно. Это проблема, о которой мы говорим
несколько лет. Мы неоднократно обращались в правительство, в Минфин России о
необходимости разработать другой подход, при котором в случае гибели человека
нужно платить не его иждивенцам, а семье, как это сделано в обязательном
страховании гражданской ответственности перевозчика. Мы все являемся потенциальными
получателями страховки, если попадём в аварию на общественном транспорте, и там
выплата происходит вне зависимости от того, есть у тебя иждивенцы или
нет.    



Яркими примерами стали две аварии, произошедшие в последние
месяцы. Это авария в декабре 2015 года на ул. Островитянова в Москве и
январская авария, произошедшая в ЖК «Алые паруса». В первом случае зажало
коляску с 10-месячным ребёнком и он погиб. Выплата по закону не может быть
произведена, поскольку у ребёнка нет иждивенцев. Во втором случае у
женщины были дети. По случаю в «Алых парусах» выплата положена. Однако по моим
данным, семья пока не обратилась за этой выплатой.



Мы говорили об этой ситуации в Минфине.



- Реакции нет?



- Реакция есть. Сейчас в Государственной думе находятся к рассмотрению
во втором чтении поправки, которые устраняют этот пробел. Как только
Госдума примет поправки, то можно будет осуществлять выплаты всем семьям
погибших либо пострадавших, которые оказались в этом несчастном лифте.



- Чтобы люди понимали, я повторю эту информацию. За
компенсацией они должны идти в страховую компанию, к владельцу – куда?



- Они должны идти в страховую компанию.



- Для этого они должны знать, какая это компания.



- Совершенно верно. Во-первых, каждая авария на лифте
сопровождается расследованием Ростехнадзора. Скрыть эту аварию, особенно когда
есть пострадавшие или погибшие, невозможно. С учетом того, что 92% всех
владельцев лифтов застраховали свою ответственность, у каждого из них есть
договор страхования, полис. Они обязаны сообщить о том, где застрахована их
ответственность. Даже если этого не происходит, я рекомендую обратиться людям к
нам, в НССО, для того чтобы мы по любому параметру, например, по дате
произошедшей аварии, по реестровому номеру лифта, который учтён в Ростехнадзоре,
мы можем помочь и подсказать, в какую страховую компанию обратиться за
выплатой. Чтобы получить компенсацию, надо пройти достаточно простую процедуру.
Если человек погиб, то выгодоприобретатель (человек, имеющий право на выплату)
должен быть его иждивенцем и предоставить об этом соответствующие документы,
также необходимо предоставить свидетельство о смерти и свои документы,
удостоверяющие личность. Если человеку причинен вред здоровью, то вместо
свидетельства о смерти необходимо предъявить медицинскую справку с описанием
характера и степени полученных травм и продолжительности лечения. Эти документы
напрямую влияют на ту сумму денежных средств, которые он получит. У нас есть
так называемая Таблица выплат по жизни, которая утверждена Постановлением Правительства
№1146, в которой чётко прописано, что, например, перелом руки компенсируется в
размере 50 тыс. рублей. Перелом ноги – 240 тыс. рублей. Причём, если это
происходит одновременно, то выплаты суммируются. Очень важно, что эти
компенсации производятся до начала лечения. Раньше надо было пролечиться, найти
для этого деньги, а потом с этими чеками прийти и сказать: «Вот я потратил 100
тыс. рублей, заплатите мне, пожалуйста». Сейчас это делается вперёд, и только
от человека зависит, будет он тратить эти деньги на своё лечение или оно само
пройдёт, а это будет компенсация за то, что он попал в такую неприятную
ситуацию.



- Если что-то произойдёт с лифтом из числа
незастрахованных 8%, куда идти этим людям?



- Они должны прийти к нам, в НССО, потому что закон предусматривает
что, если ответственность владельца опасного объекта не застрахована, то ему
производится не страховая, а компенсационная выплата в тех же самых объемах,
как это делала бы страховая организация. У нас произведено уже более 40 таких
выплат. Впоследствии к владельцу опасного объекта мы предъявляем регресс с
получением суммы, выплаченной потерпевшим.



- Он несёт ответственность в любом случае?



- Он несёт административную ответственность в виде штрафа со
стороны Ростехнадзора, если в ходе проверки будет выяснено, что договора у него
нет. И если происходит страховой случай, и НССО осуществляет выплату (то есть
люди финансово защищены в любом случае), то впоследствии союз работает с
владельцем объекта.



- Есть ли в НССО еще какие-либо законодательные
инициативы, с которыми вы готовы выступать, чтобы усовершенствовать действующее
законодательство?



- Мы прошли уже достаточно большой путь эволюционного
совершенствования закона. С нашим участием появились документы, которые
регламентируют расследование аварий на лифте, с нашим участием обсуждались
вопросы возврата лифтового хозяйства в лоно надзора – Ростехнадзора, готовились
поправки в закон. Этого на данном этапе пока достаточно. Будет практика,
которая потребует проводить изменение ментальности людей, чтобы они
больше приходили за страховыми выплатами, будем это проводить. В любом случае,
все резонансные аварии, информация о которых появляется в СМИ, мы ежедневно
мониторим, пытаемся связываться с людьми, рассказать им о том, что у них есть
право на выплату.



- Вы делаете это по своей инициативе?



- Да, по своей инициативе. Мы считаем это очень важным в
связи с тем, что это один из социальных видов страхования.



- Как изменить ментальность, чтобы люди страховали свои
жизнь и здоровье?
           



- Большая тема, она шире вопросов жизни и здоровья – у нас
есть масса всего, что надо страховать. Например, то же самое жильё. Вспомните
наводнение в Крымске, наводнение на Дальнем Востоке, пожары в Волгоградской
области и Башкирии. Регионы от Дальнего Востока до Чёрного моря в той или иной
степени подвержены различным катаклизмам: наводнениям, засухам, снегопадам. Вот
сейчас в Вологодской области МЧС объявило, что ввиду огромного количества
выпавшего снега по весне ожидаются сильные паводки. Как с этим будем бороться –
не знаю, и кто сейчас захочется страховаться – это тоже вопрос. Вспомните
челябинский метеорит. В тот год, когда он упал, произошёл 10-кратный рост
страхования жилья (в среднем по России этот показатель равен 4%, в тот
год он возрос до 40%). На следующий год эта цифра вновь упала до 8%. Нам нужно
прийти к пониманию того, что каждый раз такого патронажного поведения со
стороны государства не будет. Если человек является владельцем недвижимости,
жилья, машины, он должен понимать, что он несёт ответственность за своё
имущество, и в полной мере это распространяется и на его жизнь. Если он
будет страховать свою жизнь, здоровье, получать в результате более качественное
лечение, это будет хорошо.



- Три коротких блиц-вопроса.



- Страхуете ли свои жизнь и здоровье?



- Да.



- Верите ли в бога?



- Да.



- Жалеете ли, что закончилась зима и на лыжах уже не
побегать?



- Жалею.



- Но удавалось в эту зиму?



- Удавалось. Более того, езжу на специально подготовленные
трассы, где снег формировали снежными пушками, он спрессован и, если на улицах
мы видим уже голый асфальт и проглядывающую кое-где зелень, то там есть ещё
порядка полуметра снежного наста, где можно пока бегать.



Президент Национального союза страховщиков
ответственности Андрей Юрьев был у нас сегодня желанной персоной, вёл программу
Виталий Ушканов, будьте здоровы.







0
1

1
0

Читайте также

11927 thumb

Новости: РНПК укрепляет международное сотрудничество

21.11.2024
11926 thumb

Комьюнити: «Росгосстрах» активно идет в онлайн — новая платформа РГС.Онлайн и новый дизайн-код

21.11.2024
11925 thumb

Комьюнити: Страховой Дом ВСК признан брендом года в страховании

21.11.2024
11924 thumb

Комьюнити: РЕСО-Гарантия отметила 33-летие

21.11.2024
11923 thumb

Жизнь: Хороший соцпакет, просторная зона отдыха и обучение — россияне назвали главные условия работы мечты

21.11.2024

Последние альбомы
79 thumb

Круглый стол ВСС на FINOPOLIS 2024 «Берегись нейросетей: Юрий Деточкин VS искусственный интеллект»

12.11.2024
78 thumb

XIX Международная конференция по страхованию «30 лет ВСС – от прошлого к цифровому будущему»

04.06.2024
77 thumb

Круглый стол «Страхование киберрисков» на площадке Уральского форума «Кибербезопасность в финансах»

01.03.2024
76 thumb

Мероприятие в честь 20-летия ОСАГО в Музее Гаража особого назначения

18.12.2023
75 thumb

Круглый стол ВСС «Опережая космические технологии: страховые и финансовые сервисы 2023» в рамках FINOPOLIS 2023

30.11.2023

Последние видео
Специальный репортаж "Стратегия будущего. Как ИИ и цифровые технологии меняют финансовый рынок России", телеканал Россия 24
110 rightPlay video2
добавлено 25.10.2024
Е.В.Уфимцев, президент РСА, в интервью программе "Вести. Местное время"
109 rightPlay video2
добавлено 24.10.2024
Н.Галушин в сюжете «Штрафы по камерам за нарушение ПДД и отсутствие ОСАГО» телеканала «Россия 1»
108 rightPlay video2
добавлено 21.10.2024