Россия демонстрирует наибольшее снижение продаж среди ведущих автомобильных рынков в мире за 2015 год. Такие выводы приведены в исследовании фирмы PwC «Рынок легковых и коммерческих автомобилей в России: результаты 2015 г. и перспективы развития».
"Макроэкономические факторы стали основными драйверами изменений на российском авторынке за 2015 г. Существенное влияние на автомобильный рынок в этот период оказали ослабление курса рубля, снижение ВВП, угроза дальнейшей стагнации экономики и снижение уровня потребительской уверенности", - говорится в исследовании.
По результатам 2015 г. продажи новых легковых автомобилей в России снизились на 45% в количественном выражении. Сегмент новых импортных автомобилей снова показал наибольшее сокращение в объемах продаж (-52%), тогда как продажи отечественных брендов и локализованных иномарок снизились на 37% и 45% соответственно.
Одним из выводов исследования является заключение, что во всех рассматриваемых сегментах произошло существенное повышение средней стоимости автомобилей. В основном это было обусловлено ослаблением курса рубля. Средняя стоимость нового легкового автомобиля в долларах США снизилась на 22% и выросла на 22% в рублях. В целом же рынок сократился на 33% в рублевом выражении, в то время как в долларовом − на 57%, сообщают эксперты PwC.
Смягчить падение авторынка в 2015 г. позволила реализация программ льготного автокредитования, льготного лизинга и обновления автопарка. На поддержку автомобильной промышленности России было направлено 43,3 млрд руб., и по результатам года в рамках трех основных программ стимулирования спроса было продано около 560 тыс. транспортных средств, что составило более трети совокупных продаж.
Дальнейшее развитие автомобильного рынка России будет напрямую зависеть от макроэкономической конъюнктуры, мер господдержки, а также эффективности стратегий, реализуемых ключевыми игроками рынка в период неопределенности, говорится в исследовании.
Уход некоторых брендов с российского рынка и реструктуризация бизнеса привели к перераспределению долей рынка между остальными участниками.
Темпы падения продаж ниже среднерыночных показали бренды, которым удалось увеличить свою долю на рынке, такие как Lada, UAZ, KIA, Hyundai, Mercedes-Benz, BMW и проч.
Тенденция снижения рынка новых легковых автомобилей сохранится и в 2016 году.
«В 2016 г. в базовом сценарии ожидается снижение рынка новых легковых автомобилей на 14% до 1,1 млн шт., в оптимистическом сценарии – снижение на 10% до 1,2 млн шт., - прогнозирует партнер практики по оказанию консультационных услуг компаниям автомобильной отрасли PwC в России Олег Малышев. - При этом восстановление российского рынка до уровня 2012 г. возможно в перспективе 7 лет».
В ближайшие годы возможности для развития автобизнеса во многом будут связаны с сегментом автомобилей с пробегом, считают эксперты PwC. В 2015 г. рынок автомобилей с пробегом в денежном выражении превысил размер рынка новых автомобилей. Сдвиг спроса на рынок автомобилей с пробегом отчасти обусловлен меньшим ростом цен на данном рынке по сравнению с рынком новых автомобилей.
Рынки легких коммерческих автомобилей и грузовых автомобилей являются чувствительными к конъюнктуре экономики и в настоящий момент переживают спад из-за снижения деловой активности малого и среднего бизнеса, а также снижения грузооборота и спада в строительной отрасли. По мере восстановления экономики прогнозируется рост данных рынков.
Источник: фирма PwC