добавлено 15.02.2016 11:05
автор korins.ru
Российский
союз автостраховщиков (РСА) готовит план по либерализации тарифа ОСАГО для
представления в Банк России. В союзе создана рабочая группа,
которая готовит предложения по этому вопросу. Участники рынка обсуждают
возможные модели действия тарифного коридора и говорят о этапах движения в этом
направлении.
Полный
переход на свободный тариф ОСАГО может затянуться на 3 года, на ближайшем этапе
логичным видится расширение границ тарифного коридора до 40%, об этом в
интервью порталу Коринс.ру заявил заместитель генерального директора СПАО
«РЕСО-Гарантия» Игорь Иванов.
- Обсуждаемая
модель предполагает расширение границ тарифного коридора, как Вы считаете,
какие границы являются оптимальными и возможен ли полный отказ от границ?
-
Следующий логичный этап расширения границ тарифного коридора
– до 40%. Полагаю, что пока коридор придется сохранить, мониторинг страховых
тарифов должен осуществляться Банком России.
- Какие
сложности с применением? Сейчас для одной территории фиксированный тариф в
рамках границ коридора, как от этого можно уйти?
-
Пока все предложения на стадии обсуждения. Один из вариантов - чтобы страховщик
самостоятельно определял набор и значения тарифных факторов, но в рамках некого
ценового коридора (минимальная и максимальная страховая премия, порядок
определения которой устанавливается Банком России).
- Какие сроки
закладываются на полный переход к свободному тарифу?
-
Речь может идти о периоде около 3 лет.
- Сколько ещё
рынок может продержаться на действующих тарифах?
-
Это зависит от того, как быстро будет нарастать убыточность, когда ее уровень
станет критическим. Сейчас ЦБ уже говорит о loss ratio на уровне 77,8%. И
скорее всего это даже без компенсационных выплат. Это же подтверждается оценкой
РСА.
- Можно ли
построить модель того, как отразится на автомобилистах переход на свободные
тарифы? Кто от этого выиграет, кто проиграет? И что будет со средней стоимостью
страховки, может ли оказаться, что в результате конкуренции она упадёт?
-
Если мы говорим о рыночных ценах, то, безусловно, что для определенных
категорий автовладельцев стоимость страховки понизится, а для других повысится.
Приведет ли это в целом к снижению средней премии, говорить
преждевременно. Приблизительные оценки могут быть даны только после принятия
окончательной версии концепции по либерализации тарифов.
Не
стоит забывать, что стоимость страховки зависит и от объема страхового
покрытия, и от дополнительных расходов. Полагаю, что наряду с рассмотрением
вопроса о «свободных» тарифах следует реформировать систему выплат по ОСАГО,
в т.ч. отказаться от износа, если возмещение будет осуществляться в
натуральной форме (ремонт). В совокупности это приведет к уменьшению количества
споров по сумме выплат, снижению уровня судебных расходов (большая часть выплат
по судебным делам не доходит до потерпевших, а оседает в карманах
псевдоавтоюристов), что должно отразиться на размере страховой премии.
Не
следует забывать и о влиянии на стоимость ОСАГО инфляции и волатильности
курса рубля – на этом фоне трудно говорить о снижении тарифов.
- Как
проходит внутри страхового сообщества обсуждение, в чем компании едины, в чем
есть принципиальные разногласия? Какова актуальная позиция регулятора по этому
вопросу?
-
Принципиальных разногласий нет, есть несколько вариантов поэтапного перехода к
«свободному» тарифу. Также мы планируем использовать опыт европейских стран,
которые в свое время отказались от государственного регулирования страховых
тарифов по ОСАГО. Насколько нам известно, регулятор готов обсуждать
предложения страхового сообщества.
Источник: Коринс.ру