добавлено 11.02.2016 10:47
автор korins.ru
Развитие каско в России долгое
время было связано с кредитными программами приобретения новых автомобилей. В
связи с этим образовался замкнутый круг -страхователи недовольны тарифами и
ожидают их снижения, а страховщики не могут снизить стоимость полисов, т.к. этот
шаг приведет к высоким показателям убыточности, что критично для бизнеса. «Умное
страхование» предоставило возможность сделать серьезный шаг к разрыву данного
круга. Об этом порталу Коринс.ру рассказала генеральный директор «Важно. Новое
страхование» Валерия Скороходова в своем интервью.
- «Умное страхование» в России и международный
принцип Pay-as-you-drive – есть ли между ними разница?
- «Умное страхование» — это
российская реализация принципа Pay-as-you-drive (плати, как ездишь), который
уже давно популярен за рубежом. В Европе данный принцип в страховании применяется
больше 10 лет. Более 2 млн машин оборудовано телематическими устройствами, и
прирост по этому виду страхования в Европе составляет порядка 10-15 тыс.
автомобилей в месяц.
История реализация продуктов
«Pay-as-you-drive» началась в Италии. И уже дальше ее применение
распространилось на Великобританию, Западную Европу, Восточную Европу, США и
Канаду.
- Какие есть «национальные» особенности у страховых продуктов с
телематикой в России?
- Возникновение страховой
телематики в Италии имело под собой определенные предпосылки. Во-первых, в Южной
Европе уровень страхового мошенничества выше, чем в среднем по Европе.
Во-вторых, итальянцы, как потребители страховых услуг, готовы активно
поддержать инициативы страховщиков по снижению стоимости страхования.
В этом наши рынки в какой-то
степени похожи. В России развитие «автокаско» долгое время было неразрывно
связано с кредитными программами приобретения новых авто. По сути, это был
вмененный продукт. Дальнейшее развитие данного вида тормозилось высокими
тарифами, обусловленными высоким уровнем страхового мошенничества, оцениваемого
экспертами на уровне 20–25 % от объема выплат по данному виду. Для сравнения, этот
показатель по Европе составляет 5–15 %. Также влияли на тариф высокая стоимость
запчастей и нормо-часов станций технического обслуживания, да и расходы
страховщиков на ведение дел были велики. В итоге получался замкнутый круг –
страхователи недовольны тарифами и ожидают их снижения, а страховщики не могут
снизить стоимость полисов, так как этот шаг приведет к высоким показателям
убыточности, что критично для сохранения бизнеса в среднесрочной
перспективе. «Умное страхование» дало возможность сделать серьезный шаг к
разрыву данного круга.
Говорить об особенностях
страховой телематики в России в настоящее время не совсем верно, по причине
того, что данное направление развивается передовиками страховой телематики
небольшой промежуток времени. «Важно. Новое страхование», являясь пионером
данного направления, занимается реализацией каско с телематикой с лета 2014
года. И мы не одни в этой работе: на сегодняшний день страховой
телематикой занимаются 5–6 страховых компаний, еще 4–5 прорабатывают
возможность запуска данного направления.
Можно сказать, что сегодня еще не
все подводные камни, которые могут быть у внедрения телематики, проявились. В
первую очередь, это касается набора репрезентативной статистики по убыточности,
уровню страхового мошенничества и т. д. В то же время мы верим в перспективу digital-страхования и будем последовательно
заниматься его развитием и популяризацией.
- В Европе и Америке система Pay-as-you-drive применяется повсеместно.
Есть ли у вас статистика, что водитель, как только за ним начинают «следить»,
становится намного аккуратнее и дисциплинированнее? И кто он – типичный
потребитель «умного страхования»?
- Основываясь только на
статистике нашей компании, можно отметить тот факт, что частота убытка при
использовании телематики ниже, чем при классическом каско.
Приложение для смартфона «Важно
Телематика» направляет клиенту уведомления и подсказки о том, что нужно делать,
чтобы находиться в так называемой «зеленой зоне» – набирать самые высокие
баллы, что в дальнейшем скажется на стоимости полиса страхования при
пролонгации. На сегодня среди наших клиентов, использующих телематику, порядка
18 % находятся в «зеленой зоне», что позволяет им рассчитывать на
дополнительную скидку до 20 % при пролонгации.
К середине 2016 года накопленная
статистика позволит нам представить развернутый портрет потребителя «умного
страхования». Мы сейчас находимся на стадии его формирования. На данный
момент можно отметить, что целевой аудиторией «умного страхования» являются
мужчины-новаторы, возрастной группы от 25 до 45 лет. В то же время мы отмечаем
еще одну целевую группу – дамы от 25 до 40 лет, являющиеся активными
пользователями гаджетов.
- Каковы ваши прогнозы: сколько владельцев транспортных средств в России
будут пользоваться услугами страховой телематики в России через пять лет и далее?
- На прошедшей в декабре 2015
года IV Международной конференции «Умное страхование» эксперты сохранили
позитивный настрой и сделали предположение, что уже к 2020 году услугами страховой
телематики в России будут пользоваться порядка 5 млн владельцев транспортных
средств.
При этом нужно учитывать, что
2014 году «умное страхование» только начало проникать на рынок как
технологическая новация. Важно, что уже в этом году данным направлением
заинтересовались крупнейшие страховщики. Их оперативная реакция на внедрение
телематических процессов в страховании позволяет ожидать существенного роста
проникновения данного направления. В настоящее время на рынке наблюдается
завершение первого круга внедрения новой технологии. Уже в 2016–2017 годах мы ожидаем качественно новый
виток развития рынка страховой телематики.
Источник: Материал подготовлен
для журнала Современные страховые технологии (ССТ) при содействии Коринс.ру.
Полный текст интервью бyдет опyбликован в ближайшем номере журнала ССТ и на
сайте: http://www.consult-cct.ru/.