добавлено 24.11.2014 13:20
автор korins.ru
Россияне скорее доверят вопрос повышения финансовой грамотности государству и вузам, нежели неправительственным организациям или финансовым консультантам. Об этом свидетельствуют результаты опроса Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), проведенного в ноябре 2014 года.
Повышение финансовой грамотности, по мнению россиян, — это компетенция представителей государственных организаций, контролирующих финансовые рынки (37% в 2014 году и 34% в 2008 году) и высших учебных заведений экономического и финансового профиля (27% против 23% соответственно). Такого мнения в одинаковой степени придерживаются как жители столицы, так и опрошенные в регионах.
Доверие подобных вопросов частным организациям заметно снизилось: если в 2008 году представителей неправительственных или общественных организаций, занимающихся защитой прав потребителей, в качестве учителей по финансовой компетентности хотели видеть почти четверть опрошенных (23%), то в 2014 — лишь 14%. Желание обращаться к независимым финансовым консультантам также снизилось с 29% до 23%.
Стоит отметить, что москвичи охотнее выбирают в роли наставников по финансовой грамотности экспертов коммерческих банков (21%), пенсионных фондов и/или страховых компаний (34%) и независимых финансовых консультантов (33%), нежели опрошенные в целом по стране (14%, 23% и 23% соответственно).
Среди тем по управлению личными финансами россиян больше всего интересуют законы, защищающие права потребителей, принципы их применения (45%), особенности подписания договоров с банками и другими финансовыми организациями (40%), а также разумное пользование банковскими кредитами (29%). Эти три темы остаются наиболее актуальными для населения уже на протяжении двух лет, причем вопросы, связанные с подписанием договоров, стали россиянам еще более интересными.
За последние два года также приобрели значимость темы, связанные с пользованием финансовыми услугами. Россияне стали активнее интересоваться возможными рисками (с 19% в 2012 году до 24% в 2014 году) и параметрами сравнения услуг различных финансовых организаций (с 8% до 15% соответственно).
Рейтинг актуальных тем по управлению личными финансами среди москвичей выглядит несколько иначе. На первое по значимости место выходят подводные камни в подписании договоров с банками и другими финансовыми компаниями (отметили 53%). Значительно более интересна жителями столицы, нежели россиянам в целом, проблема того, как не увязнуть в долгах (43% москвичей против 29% россиян в целом). В то же время особенности пользования финансовыми услугами жителям столицы не кажутся столь интересными, как опрошенным по стране в целом.
Любопытно, что каждому пятому опрошенному россиянину (19%) и каждому десятому москвичу (11%) ни одна из тем не показалась интересной.
Инициативный всероссийский опрос НАФИ проведен в ноябре 2014 г. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 регионах России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
НАФИ – российская исследовательская компания, профессионально специализирующаяся на изучении финансового поведения населения и бизнеса. Компания основана в 2006 году и является независимой коммерческой исследовательской организацией.