добавлено 29.01.2016 10:36
автор korins.ru
К радости автолюбителей, уже наступил
тот момент, когда страховщику плохо платить по ОСАГО стало просто невыгодно. Об этом рассказал начальник управления европейского протокола
Российского союза автостраховщиков (РСА) Андрей Маклецов в своем интервью, полный текст которого бyдет опyбликован в ближайшем номере журнала Современные страховые технологии и на
сайте http://www.consult-cct.ru/.
- Андрей Александрович, какова статистика
применения европротокола в России по регионам?
- Примерно с июля, а особенно заметно с
августа 2015 года, в целом ряде регионов, которые раньше не отличались большой
долей применения европротокола, наблюдается заметный рост доли этого варианта
урегулирования убытка. Например, если в Москве доля европротокола держалась на
примерно постоянном уровне в 5–6 %, то в августе 2015 года эта величина
превысила 18 %, Санкт-Петербург опережал Москву с уровнем 16–17 % и в том же
августе достиг 26 %. Меньший прогресс наблюдается, например, в Новосибирске –
рост от 5 % до 10 % в августе и до 11 % в декабре.
Также рост наблюдается в целом по
России. Если в начале года по европротоколу оформлялось в среднем 10-11 % от
всех убытков по ОСАГО, то в октябре мы зафиксировали до 24 % обращений – рост
более чем в два раза. Уточню, я говорю не про сумму выплат, а про количество
обращений.
- С чем связан этот рост?
- Повлияла целая группа факторов. С
начала 2015 года РСА проводил комплекс мероприятий, направленных на
популяризацию европротокола, практически на внедрение этой процедуры. Так, мы
провели работу с Минобрнауки России по внесению необходимых изменений в
программы подготовки водителей и уже согласовали соответствующий документ.
В Банке России создан call-центр именно по европротоколу. При
подготовке его к работе мы очень плотно взаимодействовали с регулятором:
передали все необходимые материалы – скрипты для работы call-центра, разъясняющие процедуру, ее
преимущества, особенности, указания по заполнению извещения о ДТП. На сайте РСА
похожие материалы выложены открыто, с ними могут знакомиться водители. Это
также очень важно для распространения навыков использования процедуры
европротокола.
Напомню, что с 1 июля 2015 года в
пункте 2.6 новой редакции ПДД есть указания по освобождению проезжей части
после ДТП, если для движения других транспортных средств создается препятствие.
В совокупности все это повлияло
на поведение водителей на месте происшествия. Участники ДТП стали задумываться,
что, может быть, стоит пытаться договариваться, а не спорить о виновности.
Стоит вместе заполнить извещение, указать там все, как есть, по-честному и
мирно разъехаться. Я думаю, что сочетание всех задействованных факторов привело
к тому, что количество урегулирований убытков по европротоколу существенно
возросло.
- А что
мешает распространению европротокола?
- Европротокол во многом – это
психологический момент. Если нет психологического контакта с тем, чей
автомобиль вы повредили, или он ведет себя неадекватно, я уж не говорю о
нетрезвых водителях, конечно в такой ситуации никто документов добровольно не
подпишет и никакого европротокола не будет. А если контакт налажен, а это дело
обоюдное, и все как-то владеют ситуацией, владеют собой, осознают ограничения
по выплате в 50 тыс. рублей, тогда эта процедура вполне возможна и эффективна.
Есть еще одно «но»: наши граждане не очень хотят брать на себя ответственность.
Европротокол же предусматривает честность и ответственность. При оформлении
извещения о ДТП каждый из водителей должен письменно подтвердить: да, я ехал
так-то, произошло столкновение, повреждения автомобилей такие-то. Проще, если я
не буду подписываться, а приедет сотрудник ГИБДД, и все обстоятельства ДТП
будут зафиксированы за его подписью.
- Есть ли другие затруднения, кроме
психологических?
- Одно из главных затруднений – это
установленный лимит выплаты по европротоколу без участия сотрудников ГИБДД. Он составляет
50 тыс. рублей. По нашей статистике, для многих это достаточная сумма. 80 %
убытков по ОСАГО оказываются ниже 50 тысяч. Но, с другой стороны, можно понять
водителя, который на месте ДТП не может определить стоимость возможного
ремонта. Ему бы об этом подумать заранее, сходить в техцентр, где он
обслуживается, ознакомиться со стоимостями запчастей и стоимостью работ. Но
такой вариант не очень реалистичен. Кроме того, водитель все время находится
под прессом опасений: а заплатит ли страховая?
- А она
может не заплатить?
- Не может, если страховщик принял
правильно оформленное извещение о ДТП, где заполнены все необходимые позиции, и
нет противоречий в информации о ДТП и о повреждения автомобилей! Необоснованный
отказ в выплате или неадекватная выплата по ОСАГО неизбежно приведет к жалобе
потерпевшего, к судебному разбирательству и к увеличению, в конечном счете,
расходов страховщика. Оспаривание досудебных претензий, походы в суд – это рост
расходов на ведение дела. Страховщику плохо платить сейчас просто невыгодно!
- А что
входит в понятие «правильно оформленное извещении о ДТП»?
- В извещении о ДТП есть несколько
разделов. Номер водительского удостоверения, номер страхового полиса, ФИО
владельца, ФИО водителя – все это не сложно переписать из документов. Более
сложная часть для водителя – это раздел, в котором указываются обстоятельства
причинения вреда. В извещении о ДТП есть раздел, в котором участники должны
просто проставить галочки, кратко описывая ситуацию, например: ехал прямо, или
маневрировал, или сдавал задним ходом и т. д.
Наличие схемы ДТП в извещении –
обязательно. Автомобиль может быть изображен квадратиком. Но основные
обстоятельства, касающиеся движения автомобиля, должны быть изображены: стрелки
по направлению движения, «привязки» к месту ДТП – обочина, дорожные знаки,
разметка. Страховщики не придираются к художественным способностям водителей,
но, если написано, что автомобиль А сдавал задним ходом, а на схеме автомобиль
А обозначен как двигающийся вперед – это определяется как противоречие в
документах. Страховщик в такой ситуации не заплатит.
- Что же делать, если ошибка произошла?
- Так как извещение заполняют оба
участника ДТП, то вероятность ошибок существенно уменьшается. Если говорить о
замене уже оформленных, подписанных двумя водителями и поданных страховщику
документов, то мне такие примеры не известны. Изменения в документы могут быть
внесены, но они должны быть заверены подписями обоих участников ДТП, поскольку
принцип обоюдного согласия – один из важнейших в европротоколе. Если страховщик
не хочет платить, он может придраться и к отсутствию запятой. Но сейчас это не
в интересах страховщиков.
Да, был период, когда страховщики
необоснованно придирались к документам. Но теперь им стало слишком хлопотно
придираться. ОСАГО – социальный вид страхования. Он находится под особым
контролем и у РСА, и у регулятора. Но! Платить по заведомо неправильно
оформленным документа страховщик не обязан.
ИСТОЧНИК: материал подготовлен специально для журнала
Современные страховые технологии при содействии ВСС. Полный текст интервью бyдет
опyбликован в феврале в №1 журнала ССТ и на
сайте http://www.consult-cct.ru/.