добавлено 13.01.2016 13:27
автор Олег Крупенов
Единое объединение страховщиков агропромышленного комплекса – Национальный союз агростраховщиков (НСА) выявило регионы с наиболее высокой убыточностью по страхованию посевов с господдержкой.
Поскольку от начала страхования до наступления убытка проходит время, а также компенсация убытка в агростраховании происходит в течение нескольких лет, то «закрытым» может считаться период по результатам минимум трехлетнего периода. Таким образом, наиболее показательными на текущий момент являются цифры по выплатам в отношении договоров, заключенных в 2013 году.
Статистика показывает, что в 10 регионах был отмечен уровень выплат выше 100%-ного показателя. Самый высокий уровень выплат в Астраханской области – здесь он превысил отметку в 1,2 тыс. процентов. Более 300% уровень выплат зафиксирован в Рязанской области, замыкает тройку лидеров с показателем почти 200% Волгоградская область. В Новосибирской области убыточность составила 141%, в Кемеровской области – 116%, в Челябинской области – 106%, в Ульяновской области – 101%, в Оренбургской области – 99%, в Алтайском крае – 83%, в Башкирии – 72%.
Как прокомментировал порталу Коринс.ру президент НСА Корней Биждов, зарабатывать на агростраховании с господдержкой можно – в этом бизнесе низкий уровень конкуренции и огромный потенциал роста, важно при этом понимать, в каких регионах это делать безопасно.
Эту мысль подтверждает руководитель центра сельскохозяйственного страхования компании Росгосстрах Олег Блинков. «На данном этапе мы достаточно активно занимаемся страхованием урожая, животных, но только в тех регионах, где, по нашему мнению, ставки для расчета субсидий в большей степени соответствуют рискам, принимаемым на страхование», - сказал он в интервью Коринс.ру.
При этом, подчеркивает он, реализация потенциала рынка, к сожалению, от страховщиков зависит минимально, так как основным тормозом реального рынка является недостаточность ставки для расчета субсидий (в т.ч. задержка выплаты субсидий) и параллельная система компенсации убытков по линии ЧС, которая дискредитирует страхование как таковое, а также несвоевременность выхода нормативных документов, позволяющих осуществлять страхование в сроки, установленные законом.
На этом фоне дополнительным отяжеляющим фактором остается деятельность агроюристов. «В настоящее время наблюдается повышенная активность со стороны мошенников, но единого универсального решения по борьбе с ними пока нет, так как все зависит от конкретной ситуации», - говорит О.Блинков.
Как вариант, считает он, способом существенно сократить подобного рода моменты может стать законодательный запрет перепродажи убытков в части с/х физическим и юридическим лицам. Так как пока основным приемом является перепродажа убытка физическому лицу и рассмотрение убытка вне арбитражного суда по месту проживания физлица (обычно это ЮФО или близлежащие регионы).
При этом, добавляет он, применение космического мониторинга приходит на выручку, как правило, только в том случае, когда споры идут о площади полной гибели, в иных случаях это всего лишь дополнительный инструмент, который косвенно указывает на наличие отклонений в росте и развитии растений, исходя из вегетационного индекса.
По словам представителя Росгосстраха, ставки субсидирования должны зависеть от актуарных расчетов, и, соответственно, ответственность за правильность расчета ставок для расчета субсидий лежит не на страховщике, а на уполномоченных органах. То, что ставки дефицитны, говорит ареал охвата страхованием крупными страховщиками. Например, некоторые крупные страховщики вообще прекратили агрострахование с господдержкой. «Если говорить о нас, то мы существенно сократили перечень регионов, в которых мы занимаемся страхованием сельхозрисков», - отметил О.Блинков, добавив, что основная проблема – это фиксированность размера выделяемой субсидии, которая влияет на размер ставки и ограничивает развитие страхования с учетом наличия целевых показателей в виде процента застрахованной площади.