добавлено 14.11.2014 21:18
автор korins.ru
"Согаз" провел ежеквартальный пресс-ланч, в ходе которого представил журналистам итоги деятельности группы за 9 месяцев 2014 года, поделился планами на будущее и видением перспектив развития рынка в следующем году.
Большая часть страховщиков покажет по итогам 2014 года финансовые результаты, близкие к нулю, считает зампред правления СГ "Согаз" Ольга Крымова. Сама группа рассчитывает получить прибыль по международным стандартам не ниже уровня 2013 года, вписавшись в свои прогнозы, отмечает она.
За 9 месяцев 2014 года чистая прибыль группы по международным стандартам составила 9,1 млрд рублей и немного превысила аналогичный прошлогодний показатель (8,98 млрд рублей). Начисленная страховая премия без учета ОМС с января по сентябрь 2014 года достигла 100,8 млрд рублей. По итогам года этот показатель может достичь 150 млрд рублей, ожидает О.Крымова.
Входящее в группу ОАО "Согаз" получило чистую прибыль по МСФО в размере 8,9 млрд рублей (снижение на 5%). Объем начисленной премии составил 88,09 млрд рублей, увеличившись на 17,7%.
ЗАТЯНУТЬ ПОЯСА
Топ-менеджеры группы в целом без оптимизма смотрят на перспективы развития российского страхового рынка в 2015 году и сами готовятся к серьезным испытаниям. За основу модели развития они склонны брать ситуацию 2009 года, однако в этот раз кризис сильнее скажется на бизнесе, и сроки его окажутся более затяжными.
"Если говорить о нашей компании, то мы с тревогой наблюдаем рост убыточности во многих сегментах, с которыми сталкиваемся. Мы испытываем бОльший уровень ценовой конкуренции. Произошли и серьезные изменения на рынке ОПО и ОСГОП, где сокращается количество застрахованных объектов и объем премий", - отметил первый зампред правления компании Николай Галушин.
"Мы мобилизуем внутренние ресурсы для подготовки к 2015 году. Считаю, что будет большой челлендж для нас", - сказал он. Рынку придется своевременно оценить ситуацию, связанную с неблагоприятной конъюнктурой, и быть готовым к затяжному провалу.
Таким образом, вопрос показателей роста в номинальном выражении здесь уходит на второй план. "В моем понимании, рынок РФ на следующий год, безусловно, будет расти со знаком плюс. В первую очередь, связано это и с тем, что произошло повышение тарифов по ОСАГО, растут тарифы по каско, каждый год растут тарифы по ОМС. Даже несмотря на то, что мы предполагаем, что эти сегменты будут претерпевать влияние неблагоприятной конъюнктуры, в совокупности та ситуация, которая сейчас наблюдается, приведет к положительной динамике по сбору премий на следующий год. Однако это не означает, что рынок растет с точки зрения ключевых его компетенций, его проникновения, доли страхования в ВВП страны, сбора премий на душу населения. Пока в этих направлениях я существенного прорыва не ожидаю", - отмечает Н.Галушин.
С КОМФОРТОМ В ПЕРЕСТРАХОВАНИИ
При этом в условиях сложившейся геополитической обстановки у "Согаза", как и у всего российского страхового рынка, нет проблем с размещением рисков в перестрахование и получением возможности размещения у зарубежных партнеров, заметил Н.Галушин.
"Был повод, была крупная выплата по одному из убытков, связанных с военно-промышленным комплексом. Для нас это была важная проверка модели размещения рисков за рубежом. Несмотря на угрозы распространения санкций на оборонную отрасль, в этом конкретном случае не было проблем с коммуникациями с зарубежными перестраховщиками - европейскими и американскими", - пояснил Н.Галушин.
Компания хоть и продолжает диверсифицировать географию перестраховочной деятельности, "однако многолетний комфорт, который сложился с европейскими перестраховочными рынками, не может быть так же безболезненно заменен на раз-два на другой рынок".
РУБЛЬ "УПАЛ" НА АВТОСТРАХОВАНИЕ
Резкое снижение курса рубля не могло не сказаться на рынке автострахования. Риск заключается в том, что повышение стоимости автомобилей приводит не только к росту премий, но и к увеличению затрат на запчасти, пояснил зампред правления "Согаза" Дамир Аксянов.
"Стоимость запчастей в счете на ремонт составляет 70%. Увеличение стоимости запчастей повлияет на стоимость ремонта и, соответственно, на среднюю выплату. Страховые компании, заключая договор, как правило, на год, не имеют возможности менять условия. При этом никто не мог прогнозировать, что курс поменяется, к примеру, на 15%", - продолжил он.
Выходом здесь может послужить корректировка тарифов, но существует некий психологический уровень цены, который комфортен для клиента. "Есть несколько сценариев: клиент может перестать страховаться, особенно если машина не относится к числу угоняемых; клиенты могут более "внимательно" начать относиться к своим машинам, например, обращаться к страховщику по любой, даже мелкой, царапине. Так мы получаем увеличение числа обращений", - сказал Д.Аксянов.
Одним из вариантов развития событий компания видит переход на франшизное страхование. "Можно обойти проблему без увеличения тарифов, по некоторым маркам и моделям допустимо даже снижение, но при введении различного рода франшиз. Насколько рынок сейчас готов к этому? Многие страховщики уже пытаются внедрять этот вид страхования, но пока он не во всех каналах возможен", - пояснил Д.Аксянов.
Так, например, банки не очень лояльны к франшизному страхованию по залоговым авто. Поэтому для распространения такого метода придется менять культуру не только клиентов, но и посредников в сегменте каско, уверен Д.Аксянов. "Здесь есть потенциал, если дилеры смогут подвинуться по комиссии, средний размер которой сейчас составляет 25%", - добавил он.