В конце прошлой недели зампред ЦБ РФ Владимир Чистюхин в ходе выступления в Совете Федерации сообщил, что Банк России в 2016 г. предложит на обсуждение проект по санации значимых страховщиков с помощью механизма господдержки.
Он пояснил, что ЦБ считает необходимым внедрение не только механизма банкротства, но и механизма санации, то есть возможности господдержки для тех страховых компаний, которые являются значимыми для рынка и потеря которых может повлечь серьезные негативные последствия.
Как оценивают инициативу представители страхового рынка, какая на нем сейчас ситуация и нужны ли ему санаторы, рассказал порталу Коринс.ру президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс.
- Как Вы считаете, почему именно сейчас ЦБ задумался о необходимости введения процедуры санации на страховом рынке?
- Вопрос необходимости санаций страховщиков - по крайней мере, системно значимых уже давно обсуждается. Важно, чтобы даже в случае финансовых затруднений крупных компаний не страдали клиенты, и был минимизирован не только финансовый ущерб, но даже репутационный ущерб всему рынку. Санация позволяет цивилизованно снять эту проблему, снижает и давление на весь рынок. Центробанк сейчас активно занимается повышением финансовой устойчивости рынка, а значит и механизм санаций становится необходимым. Надо также учитывать и сложную ситуацию на рынке и с убыточностью, и с резким падением объемов взносов - это фактор риска для компаний, и помимо радикальных мер - отзыва лицензий и банкротства нужны и меры по спасению социально значимых страховщиков.
- В каком состоянии сейчас находится рынок страхования, действительно ли ему необходимо такое нововведение? Доказала ли свою эффективность эта процедура в банковской сфере, достаточно ли ее "обкатали"?
- Рынок страхования сильно зависит от общей экономической ситуации, а некоторые проблемы даже более гипертрофированны. Безусловно, санации рынку нужны - в том числе как эффективный механизм передачи имеющих финансовые затруднения компаний новым акционерам, которые смогут восстановить платежеспособность. В банковской сфере санации, как мы видим, применялись уже много раз. Нельзя сказать, что все примеры очень удачны, да и Центральный Банк, видимо, имеет определенные вопросы и к отдельным санациям, и к некоторым санаторам. Есть даже прецедент отзыва лицензии у санатора - Пробизнесбанка. Бывают злоупотребления - санатор вместо работы по повышению финустойчивости начинает использовать санируемый банк как "отстойник" плохих активов. Конечно, так быть не должно.
Но в целом это важный инструмент, он снизил напряженность в трудном процессе очищения рынка от проблемных участников. Санации страховщиков можно внедрять с учетом уже накопленного банковского опыта, с пониманием, какие узкие места были в механизме.
- Можно ли предположить, какие компании могут быть удостоены права быть спасены от банкротства посредством санации? А какие компании могут стать санаторами и получить значительные преимущества?
- Это решать Центральному Банку - очевидно регулятор очень хорошо понимает текущую ситуацию каждой компании, ее проблемы, качество активов, платежеспособность. Что касается санаторов - то они получают не только конкуретные преимущества, но и серьезную нагрузку. Правильная санация - это большая ответственность.
- ЦБ в 2016 году планирует ужесточать страховой надзор, в частности продолжит внедрение института кураторства, а для системно значимых страховщиков планируется разработка отдельного режима регулирования в части финансовой устойчивости и платежеспособности, санации и банкротства. Считаете ли вы, что ЦБ планирует новую волну отзывов лицензий и у страховщиков и посредством введения санации хочет обезопасить системно значимые компании от жестких требований?
- Мы всегда выступаем за то, что все меры, повышающие финанаовую устойчивость рынка нужны, даже если это приводит к добровольному или принудительному уходу с рынка участников. Отзывы лицензий - это ведь результат утраты финансовой устойчивости прежде всего, в том числе плохое качество активов, недостаточные резервы, недостаточная ликвидность и как следствие невозможность осуществлять страховые выплаты. Ужесточение, а точнее усиление регулирования - необходимость.
Главное, чтобы внедрение регулятивных новаций, особенно более жестких требований резко не обгоняло движение рынка. Ведь это и издержки, и ограниченные сроки. Это сложно делать на падающем рынке, особенно при росте убыточности.
Что касаетс я внедрения санаций - их задача сгладить последствия для рынка и клиентов. Все-таки санации - это не "спонсирование" акционеров пррблемных компаний, акционеры при этой процедуре меняются.
- Рынок страхования в России еще более консолидирован, чем банковский. Остались ли в целом на рынке компании, которые нуждаются в санации? Не приведет ли введения санации к еще большей консолидации и монополизации на рынке?
- Консолидация рынка и рост концетрации рынка происходят быстрыми темпами, и это неизбежно. Санации принципиально не изменят ситуацию с концентрацией.