добавлено 12.11.2014 20:17
автор korins.ru
12
ноября в РИА Новости прошел круглый стол по теме "Новые тарифы ОСАГО:
итоги и прогнозы". Его участники пришли к выводу: коллапса на рынке
автострахования, который прогнозировали эксперты, удалось избежать,
однако кризисные явления в ОСАГО остаются.
Стагнация
на рынке автострахования началась еще в прошлом году, что повлекло за
собой уход из регионов ряда надежных страховых компаний. На фоне
ухудшения общей экономической ситуации в стране, сложности в ОСАГО
грозили переходом в системный кризис. В октябре 2014 года в связи с
существенным увеличением предельных сумм выплат по ОСАГО Центробанк
утвердил увеличение на 23–30 % базового тарифа, который до этого ни разу
не пересматривался.
«Если бы этого не было сделано, - считает глава
экспертного совета по страховому законодательству Государственной думы
РФ Александр Коваль, - рынок ОСАГО в России был бы полностью разрушен».
Аналогичного мнения придерживается управляющий партнер Akteon Asset Management Андрей Кинякин. По его мнению, в случае неповышения тарифа рентабельность «автогражданки» была бы отрицательной,
а уровень нетто-убыточности превысил бы показатель в 107-109%. Это
способствовало бы дальнейшему ухудшению финансового положения
страховщиков, чья доля ОСАГО в портфеле превышает 50%. Уровень
убыточности в отрасли превысил бы критическое значение.
«Мы
бы увидели дальнейший уход надежных страховщиков из регионов, усиление
демпинга со стороны компаний-однодневок и, как следствие, увеличение
количества мошеннических схем. Ситуация бы усугубились непростым
положением российской экономики, а также - из-за санкций - снижением
возможностей российских компаний по фондированию. Таким образом, купить
полис в целом ряде субъектов РФ можно было бы лишь у недобросовестных
компаний. А отрасль могла бы столкнуться с заметным снижением объема
выплат, что способствовало бы ее дискредитации, и обозначило бы
длительную стагнацию не только сегмента автокредитования, но и заметное
снижение темпов роста страховой отрасли в целом, ее рост не превысил бы
5% в год», - добавил г-н Кинякин.
С ним согласна Наталья Данзурун, заместитель директора по страховым рейтингам рейтингового агентства «Эксперт РА». По ее словам, агентство еще в июле 2014 г. разработало несколько сценариев развития экономической ситуации в ОСАГО. Согласно
одному из них, предусматривающему повышение лимитов «по железу» до 400
тыс.руб. и сохранение тарифов на прежнему уровне, деятельность
страховщиков была бы убыточна в 59 регионах страны к концу 2014 года, и в
75 регионах – к концу 2015 года. «Иными словами, уже в следующем году
мы обнаружили бы полную несостоятельность ОСАГО как страхового
института», - сказала Наталья.
Тем
не менее, проблема убыточности ОСАГО остается актуальной, сохраняются
тенденции по сворачиванию бизнеса страховыми компаниями в ряде регионов.
«Безусловно,
корректировка тарифа, предпринятая ЦБ в некоторой степени выровняла
ситуацию. Однако почти в половине регионов страны ОСАГО остается
убыточным для страховщиков, а люди испытывают проблемы при покупке
полисов ОСАГО. Стремясь минимизировать издержки, страховщики продолжают практику переноса центров урегулирования в отдаленные районы, практику сокращения продаж полисов, - считает Саид Гафуров, научный руководитель Исследовательского центра "ВВП". - Стремление
страховщиков снизить расходы на ведение дела, уменьшение объема
инвестиций опасно тем, что снижает доступность и качество услуг, что в
свою очередь ведет к усилению конкуренции с «серыми» и «черными»
страховщиками (особенно в регионах)».
Эксперты
отметили, что увеличение тарифа поможет повысить рентабельность
бизнеса страховых компаний, однако не коренным образом. В первом
полугодии 2014 г. она не превышала 2,5%. После поднятия тарифа можно
ожидать роста рентабельности до 3,5% к началу 2015 г. (Средняя
рентабельность в страховом секторе в этот период находилась на уровне
5,5-6%). Такие цифры привел Андрей Кинякин.
Как
считает директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев,
большая часть россиян позитивно относится к ОСАГО, и считает его
необходимым продуктом. «Это данные нескольких социологических опросов,
исследовавших отношение автовладельцев к «автогражданке», – отметил г-н
Журавлев. - Однако экономические проблемы, которые есть в ОСАГО,
снижают доверие людей к этому институту. Во многих регионах страны
страховщики по-прежнему стремятся сократить свое присутствие, а страдают
от этого в конечном итоге люди».
По
мнению гостей мероприятия, возобновление государством программы
утилизации будет способствовать повышению объема продаж недорогих
автомобилей и, как следствие, приведет к росту количества проданных
полисов ОСАГО. «Но самым
важным для стабилизации отрасли будет апрель 2015 года, когда с 160 до
500 тыс.руб. будут увеличены лимиты «по жизни и здоровью», - считает
Александр Коваль. – Одновременно с этим, как заявлял мегарегулятор,
должны будут соответствующе корректироваться тарифы. Может потребоваться корректировка региональных коэффициентов, однако они
должны быть гибкими, и учитывать общее социально-экономическое
положение в том или ином регионе, средний доход граждан. Тариф вырастет
еще раз, это неизбежно, но при этом ОСАГО будет доступным. В том смысле,
что в регионах уже не будет проблемы застраховаться, страховщики не
будут уходить».
«Данные летних социологических опросов демонстрировали, что решения проблем с ОСАГО 95%
респондентов ожидали от центральных органов власти, в том числе от
Центробанка, - отметил Дмитрий Журавлев. – Рынок ОСАГО еще не полностью
стабилен, но коллапса избежать удалось. Это совершенно точно. Согласно
данным ВЦИОМ и Ромир, причину роста цен на «автогражданку» россияне
видят в росте страховых выплат и убытках страховых компаний, а также в
инфляции. Судя по тем же опросам, они были готовы даже «голосовать
рублем», были готовы к повышению тарифа, лишь бы ОСАГО оставалось в их
регионах. Рост тарифов не вызвал вопросов со стороны автовладельцев как
раз потому, что они могут оценить ситуацию в стране в целом; видят, что
трудности с ОСАГО, перебои с «поставками» полисов в ряде регионов были
вызваны объективными экономическими причинами».
Источник: Пресс-служба
Информационного проекта
«ОСАГО – общественная экспертиза»
8 925 581 4399