Новости > Коллапса в «автогражданке» удалось избежать, но кризис не преодолен
126 show

добавлено 12.11.2014 20:17
автор korins.ru

12
ноября в РИА Новости прошел круглый стол по теме "Новые тарифы ОСАГО:
итоги и прогнозы". Его участники пришли к выводу: коллапса на рынке
автострахования, который прогнозировали эксперты, удалось избежать,
однако кризисные явления в ОСАГО остаются.

 

Стагнация
на рынке автострахования началась еще в прошлом году, что повлекло за
собой уход из регионов ряда надежных страховых компаний. На фоне
ухудшения общей экономической ситуации в стране, сложности в ОСАГО
грозили переходом в системный кризис. В октябре 2014 года в связи с
существенным увеличением предельных сумм выплат по ОСАГО Центробанк
утвердил увеличение на 23–30 % базового тарифа, который до этого ни разу
не пересматривался.

«Если бы этого не было сделано, - считает глава
экспертного совета по страховому законодательству Государственной думы
РФ Александр Коваль, - рынок ОСАГО в России был бы полностью разрушен».

 

Аналогичного мнения придерживается  управляющий партнер Akteon Asset Management Андрей Кинякин. По его мнению, в случае неповышения тарифа рентабельность «автогражданки» была бы отрицательной,
а уровень нетто-убыточности превысил бы показатель в 107-109%. Это
способствовало бы дальнейшему ухудшению финансового положения
страховщиков, чья  доля ОСАГО в портфеле превышает 50%. Уровень
убыточности в отрасли превысил бы критическое значение.

 

«Мы
бы увидели дальнейший уход надежных страховщиков из регионов, усиление
демпинга со стороны компаний-однодневок и, как следствие, увеличение
количества мошеннических схем. Ситуация бы усугубились непростым
положением российской экономики, а также - из-за санкций - снижением
возможностей российских компаний по фондированию.  Таким образом, купить
полис в целом ряде субъектов РФ можно было бы лишь у недобросовестных
компаний. А отрасль могла бы столкнуться с заметным снижением объема
выплат, что способствовало бы ее дискредитации, и обозначило бы
длительную стагнацию не только сегмента автокредитования, но и заметное
снижение темпов роста страховой отрасли в целом, ее рост не превысил бы
5% в год», - добавил г-н Кинякин.

 

С ним согласна Наталья Данзурун, заместитель директора по страховым рейтингам рейтингового агентства  «Эксперт РА». По ее словам, агентство еще в июле 2014 г. разработало несколько сценариев развития экономической ситуации в ОСАГО. Согласно
одному из них, предусматривающему повышение лимитов «по железу» до 400
тыс.руб. и сохранение тарифов на прежнему уровне, деятельность
страховщиков была бы убыточна в 59 регионах страны к концу 2014 года, и в
75 регионах – к концу 2015 года. «Иными словами, уже в следующем году
мы обнаружили бы полную несостоятельность ОСАГО как страхового
института», - сказала Наталья.

 

Тем
не менее, проблема убыточности ОСАГО остается актуальной,  сохраняются
тенденции по сворачиванию бизнеса страховыми компаниями в ряде регионов.

«Безусловно,
корректировка тарифа, предпринятая ЦБ в некоторой степени выровняла
ситуацию. Однако почти в половине регионов страны ОСАГО остается
убыточным для страховщиков, а люди испытывают проблемы при покупке
полисов ОСАГО. Стремясь минимизировать издержки, страховщики продолжают практику переноса центров урегулирования в отдаленные районы, практику сокращения продаж полисов, - считает Саид Гафуров, научный руководитель Исследовательского центра "ВВП". - Стремление
страховщиков снизить расходы на ведение дела, уменьшение объема
инвестиций опасно тем, что снижает доступность и качество услуг, что в
свою очередь ведет к усилению конкуренции с «серыми» и «черными»
страховщиками (особенно в регионах)». 

 

Эксперты
отметили, что увеличение тарифа поможет  повысить рентабельность
бизнеса страховых компаний, однако не коренным образом. В первом
полугодии 2014 г. она не превышала 2,5%. После поднятия тарифа можно
ожидать роста рентабельности до 3,5% к началу 2015 г. (Средняя
рентабельность в страховом секторе в этот период находилась на уровне
5,5-6%). Такие цифры привел Андрей Кинякин.

 

Как
считает директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев,
большая часть россиян позитивно относится к ОСАГО, и считает его
необходимым продуктом. «Это данные нескольких социологических опросов,
исследовавших отношение автовладельцев к «автогражданке»,  – отметил г-н
Журавлев. -  Однако экономические проблемы, которые есть в ОСАГО,
снижают доверие людей к этому институту. Во многих регионах страны
страховщики по-прежнему стремятся сократить свое присутствие, а страдают
от этого в конечном итоге люди».

 

По
мнению гостей мероприятия, возобновление государством программы
утилизации будет способствовать повышению объема продаж недорогих
автомобилей и, как следствие, приведет к росту количества проданных
полисов ОСАГО. «Но самым
важным для стабилизации отрасли будет апрель 2015 года, когда с 160 до
500 тыс.руб. будут увеличены лимиты «по жизни и здоровью», - считает
Александр Коваль. – Одновременно с этим, как заявлял мегарегулятор,
должны будут соответствующе корректироваться тарифы. Может потребоваться корректировка региональных коэффициентов, однако они
должны быть гибкими, и учитывать общее социально-экономическое
положение в том или ином регионе, средний доход граждан. Тариф вырастет
еще раз, это неизбежно, но при этом ОСАГО будет доступным. В том смысле,
что в регионах уже не будет проблемы застраховаться, страховщики не
будут уходить».  

«Данные летних социологических опросов демонстрировали, что решения проблем с ОСАГО 95%
респондентов ожидали от центральных органов власти, в том числе от
Центробанка, - отметил Дмитрий Журавлев.  – Рынок ОСАГО еще не полностью
стабилен, но коллапса избежать удалось. Это совершенно точно. Согласно
данным ВЦИОМ и Ромир, причину  роста цен на «автогражданку» россияне
видят в росте страховых выплат и убытках страховых компаний, а также в
инфляции.  Судя по тем же опросам, они были готовы даже «голосовать
рублем», были готовы к повышению тарифа, лишь бы ОСАГО оставалось в их
регионах. Рост тарифов не вызвал вопросов  со стороны автовладельцев как
раз потому, что они могут оценить ситуацию в стране в целом; видят, что
трудности с ОСАГО, перебои с «поставками» полисов в ряде регионов были
вызваны объективными экономическими причинами».

 

 

Источник: Пресс-служба

Информационного проекта

«ОСАГО – общественная экспертиза»

8 925 581 4399


0
0

0
0

Читайте также

11927 thumb

Новости: РНПК укрепляет международное сотрудничество

21.11.2024
11926 thumb

Комьюнити: «Росгосстрах» активно идет в онлайн — новая платформа РГС.Онлайн и новый дизайн-код

21.11.2024
11925 thumb

Комьюнити: Страховой Дом ВСК признан брендом года в страховании

21.11.2024
11924 thumb

Комьюнити: РЕСО-Гарантия отметила 33-летие

21.11.2024
11923 thumb

Жизнь: Хороший соцпакет, просторная зона отдыха и обучение — россияне назвали главные условия работы мечты

21.11.2024

Последние альбомы
79 thumb

Круглый стол ВСС на FINOPOLIS 2024 «Берегись нейросетей: Юрий Деточкин VS искусственный интеллект»

12.11.2024
78 thumb

XIX Международная конференция по страхованию «30 лет ВСС – от прошлого к цифровому будущему»

04.06.2024
77 thumb

Круглый стол «Страхование киберрисков» на площадке Уральского форума «Кибербезопасность в финансах»

01.03.2024
76 thumb

Мероприятие в честь 20-летия ОСАГО в Музее Гаража особого назначения

18.12.2023
75 thumb

Круглый стол ВСС «Опережая космические технологии: страховые и финансовые сервисы 2023» в рамках FINOPOLIS 2023

30.11.2023

Последние видео
Специальный репортаж "Стратегия будущего. Как ИИ и цифровые технологии меняют финансовый рынок России", телеканал Россия 24
110 rightPlay video2
добавлено 25.10.2024
Е.В.Уфимцев, президент РСА, в интервью программе "Вести. Местное время"
109 rightPlay video2
добавлено 24.10.2024
Н.Галушин в сюжете «Штрафы по камерам за нарушение ПДД и отсутствие ОСАГО» телеканала «Россия 1»
108 rightPlay video2
добавлено 21.10.2024