Данные опроса брокера Remind 12 ведущих страховщиков ДМС (совокупная доля рынка – более 90%) показали, что на конец 3 квартала 2024 года фактический средний уровень медицинской инфляции с начала года составил уже 10,1%. Прогноз страховых компаний относительно мединфляции на конец 2024 года снова изменился в большую сторону - с 11,2% (данные второго квартала 2024) до 11,9%. При этом даже в условиях жесткой ценовой конкуренции в 2024 году страховщики не спешили перекладывать бремя инфляции и убыточности на клиентов через рост тарифов.
Динамика по корпоративному портфелю страховщиков ДМС, III квартал 2024
Количество договоров ДМС
8 из 12 опрошенных Remind страховщиков подтвердили общий рост числа договоров корпоративного ДМС в III квартале, но в большинстве случаев этот рост весьма умеренный и не превышает 10%. Одним из источников роста сегмента корпоративного ДМС в последние годы стал малый и средний бизнес. Отдельные страховщики отметили, что вывели в III квартале на рынок новые продуктовые и платформенные решения для этого сегмента.
Медицинская инфляция достигла двузначных значений, но тарифы почти не меняются
По данным опроса 12 страховщиков – лидеров в сегменте ДМС, на конец 3 квартала 2024 года фактический средний уровень медицинской инфляции с начала года составил 10,1%, что на 1,5 п.п. выше по сравнению с аналогичным показателем за 2 квартал 2024 года. Прогноз мединфляции на конец 2024 года также изменился в большую сторону - с 11,2% до 11,9% (средние значения по ответам участников в 3 и во 2 кварталах 2024).Страховщики также обновили свои ожидания медицинской инфляции на 2025 год – прогноз повысился довольно значительно - с 11,8% (данные второго квартала 2024) до 13,5%. При этом разброс среди респондентов в прогнозах составил от 7,5 до 20%. Кто из страховщиков оказался прав, покажет только время.
На фоне роста медицинской инфляции неудивительно, что убыточность в корпоративном ДМС сохраняется на традиционно высоком уровне: 10 из 12 страховщиков указали, что убыточность их портфеля находится в диапазоне 91 -100%. «По сути, это означает, что страховые компании уже несколько лет работают почти на пределе», - комментирует директор по маркетингу брокера Remind Армен Гюлумян, - «при этом, насколько мы видим, даже в условиях жесткой ценовой конкуренции в 2024 году страховщики не спешили перекладывать бремя инфляции и убыточности на клиентов через рост тарифов по всему портфелю».
Пересмотр тарифов в 2024 году в целом по портфелю
Для новых клиентов
Оставили тарифы без изменений – 6 страховщиков
Снизили тарифы – 4 страховщиков
Рост тарифов в отношении отдельных рисков – 2 страховщика
Для текущих клиентов при возобновлении
Оставили тарифы без изменений – 8 страховщиков
Снизили тарифы – 2 страховщиков
Рост тарифов в отношении отдельных рисков – 2 страховщика
Только 2 страховщика подтвердили ужесточение тарифов в отношении отдельных рисков. Большая же часть страховых компаний оставили тарифы на корпоративный ДМС без изменений, а лояльность в тарификации ориентирована в первую очередь на новый бизнес.
Опрос, проведенный брокером Remind, показал, что сохраняется общий по рынку тренд на персонализированную работу с клиентским портфелем, формирование индивидуальной цены в зависимости от профиля конкретного клиента и экономики его договора.
«При этом мы видим, что страховые компании продолжают наращивать инструментарий по сдерживанию роста убыточности и оптимизации своих затрат», - добавляет Армен Гюлумян.
Инструменты «быстрого реагирования» на сверхубыточность по договору ДМС:
- введение франшизы для сдерживания гиперпотребления
- вывод из договора клиник с быстрорастущим непрогнозируемым ценообразованием
- ведение цифрового клиентского пути для повышения эффективности
Инструменты «долгосрочных стратегий» страховых компаний:
- комплексные программы управления ментальным и физическим здоровьем на базе цифровых решений
- развитие собственной сети лечебных учреждений как фактор контроля цены и качества
- повышение эффективности внутренних процессов на базе AI и других технологий
Скорее всего, 2025 год пройдет в поиске баланса интересов всех сторон: клиенты, страховщики и лечебные учреждения. «Учитывая сохраняющийся дефицит на рынке труда и фокус на удержание кадров, мы в Remind не ожидаем, что давление медицинской инфляции критически скажется на спросе в ДМС. Предполагаем, что программы страхования будут трансформироваться с учетом первичных задач бизнеса и финансовых возможностей работодателей. Пройти этот период трансформации качественно поможет профессиональный консультант», - резюмировал Армен Гюлумян.