добавлено 23.11.2015 13:28
автор korins.ru
Первый зампред Комитета
Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному
строительству Вячеслав Лысаков предложил задуматься над заменой ежедневного
предрейсового осмотра таксистов на обязательное страхование поездки на такси.
Предрейсовый
осмотр в его существующей форме мало способствует безопасности пассажиров, а
иногда и снижает ее, считает В.Лысаков. Он отметил, что в случае, когда речь
идет о частном предпринимательстве, ситуация у водителей практически
безвыходная. «Представьте, служебный автомобиль у таксиста стоит около дома. Согласно
закону, чтобы начать работу, водитель должен пройти предрейсовый медицинский и
технический осмотры. В современных реалиях по пробкам только путь до медпункта
может занять полтора-два часа времени, а еще техосмотр, а значит – дорога до
СТО. Также возникает вопрос – а что делать таксисту поздним вечером или ночью,
где проходить медосмотр? Отмечу, что по действующему законодательству рабочий
день водителя не должен превышать восьми часов, поскольку усталость сильно
влияет на безопасность движения. Но по факту большинство водителей такси
работают по 12-16 часов в сутки без выходных, что явно повышает возможности
аварии».
Он
также напомнил, что многие страны уже отказались от предрейсового осмотра, заменив
на страхование поездки на такси в целом. «Страхование поездки сможет защитить
как пользователя на случай ущерба при ДТП, так и водителя такси в случае, если
пассажир не оплатил поездку или, скажем, причинил вред машине или водителю». В.Лысаков
заметил, что подобная практика уже принята, к примеру, в Великобритании, США и
Канаде. По его мнению, при массовом спросе на услугу, стоимость страховки для
потребителя в такси с низким аварийным рейтингом будет невысокой – 2-3 рубля с
каждой поездки. Он пояснил, что таксисты будут более внимательно следить за
состоянием машины и по возможности избегать аварий, чтобы не портить свой рейтинг, а таксомоторным
паркам будет невыгодно брать на работу таксистов с плохой репутацией, т.к. размер
страхового взноса водителей может напрямую зависеть от их аварийного рейтинга:
«Чем ниже аварийность – тем ниже цена страхового взноса, который он платит
страховой компании».
В.Лысаков
подчеркнул, что регулярные проверки технического состояния автомобилей и
медосмотр водителей могут сохраниться, но эту активность следовало бы
переложить на плечи страховых компаний, финансово заинтересованных в отсутствии
происшествий. А значит, контроль будет не на бумаге, а на деле. При этом
контроль может осуществляться более
современными и эффективными способами, например, выборочным контролем на линии,
программами «тайный пассажир» и т.д. А обязательные государственные проверки
сделать более точечными и внеочередными: «Если водитель будет знать, что в
любой момент может попасть на проверку, то при каких-либо неисправностях ему
будет проще и выгоднее приостановить работу, а не продолжать поездки на
неисправном автомобиле», - сказал Лысаков.
На
данный момент в законе о такси 2011 года предусмотрен следующий порядок
контроля за состоянием машины и водителя: существует несколько типов
медосмотров: предварительные – при приеме на работу, периодические – не реже
двух раз в год, предрейсовые и послерейсоввые. Водители обязаны проходить медосмотр
за счет работодателя. Это касается и ИП, и иные организации. Штраф за
отсутствие в путевом листе отметки о прохождении водителем предрейсового
медосмотра составляет на сегодняшний день до 5000 рублей для руководителя
предприятия и до 30 000 рублей для организации. А порой полицейские штрафуют
фирмы даже за то, что в путевом листе нет расшифровки подписи медицинского
работника, проводившего предрейсовый осмотр водителя. За нарушение
установленного порядка проведения медосмотра также предусмотрены денежные
санкции – до 50 000 рублей штрафа.
Во
мнению Вячеслава Лысакова, предрейсовый осмотр часто соблюдается только на
бумаге и давно потерял свою эффективность: «Данная система была эффективна в
советские годы, когда этим бизнесом занимались исключительно государственные
таксопарки, а частный извоз был запрещен. На собственной территории, где
водителям можно было легко пройти и техосмотр и медосмотр, процесс был выстроен
без лишних материальных и временных затрат. Безусловно, сегодня можно
представить, как это работает в крупных таксопарках, но для небольших компаний
и индивидуальных предпринимателей, которые составляют основную часть
таксомоторного парка в России, законодательные требования практически невыполнимы».
Многие ездят на свой страх и риск без путевых листов, либо используют подложные
договора с медучреждениями и СТО, по которым проставляют отметки о медосмотрах
на год вперед, отмечает депутат. В.Лысаков считает, что предрейсовый
осмотр таксистов на
страхование поездок позволит реально повлиять на повышение безопасности,
а не «отделываться формальными отписками».