Служба финансового уполномоченного 31 мая 2024 года опубликовала Отчет о деятельности за 2023 год.
Как сообщил Главный финансовый уполномоченный Юрий Воронин, отчёт подготовлен в соответствии с требованиями, установленными в статье 13 Федерального закона «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг». Документ содержит обобщенную информацию о рассмотренных в 2023 году финансовыми уполномоченными обращениях потребителей и вынесенных по ним решениям с указанием наименования финансовых организаций, в отношении которых поступили обращения. Также в отчёте содержатся сведения об исполнении финансовыми организациями решений финансового уполномоченного, об обжаловании решений, результатах такого обжалования.
Отчет получился достаточно объемным, что обусловлено усилением в 2023 году активности в сфере взаимодействия Службы с Банком России, органами государственной власти всех ветвей и уровней, потребителями финансовых услуг, финансовыми организациями, пояснил Главный финансовый уполномоченный. Для удобства пользователей отчета добавлен раздел, который кратко характеризует итоги работы Службы.
По словам Воронина, в 2023 году отмечалось снижение числа нарушений прав потребителей финансовых услуг. «Число обращений к финансовому уполномоченному в 2023 году снизилось на 12,4% по сравнению с 2022 годом, в первую очередь за счет уменьшения количества обращений в отношении страховых организаций. В целом поступило 134 213 обращений от потребителей», - пояснил он.
При этом отмечался рост доли сложных обращений, к которым, в частности, относятся (1) обращения, единые подходы к рассмотрению которых еще не устоялись в судебной практике, (2) обращения, при разрешении
которых применяется смежное законодательство, (3) обращения, содержащие 5 и более заявляемых требований в одном обращении, а также комбинированные требования (например, требования, вытекающие из разных договоров, но объединенные одним событием), (4) обращения, при рассмотрении которых требуется исследование значительного количества фактических обстоятельств.
Такое положение дел влечет не только увеличение трудозатрат на подготовку решений по таким обращениям (чем больше требований, тем объемней решение), но и увеличение числа направляемых финансовым уполномоченным дополнительных запросов (для выяснения фактических обстоятельств), а, значит, и количества анализируемой при принятии
решения информации, и усложнение методологии рассмотрения обращений.
«Количество сложных обращений в 2023 году выросло на 15 тыс. - с 14 тыс. в 2022 году до 29 тыс. в 2023 году», - сообщил Главный финансовый уполномоченный.
Еще одной ключевой тенденцией прошлого года стало усиление правовой защиты потребителей финансовых услуг. «Так, в 2023 году финансовый уполномоченный наделен новыми компетенциями: по рассмотрению споров о незаконных переводах пенсионных накоплений потребителей финансовых услуг – с 1 декабря 2023 года, а также полномочиями по рассмотрению споров, возникающих из договоров долгосрочных сбережений - с 1 января 2025 года», - добавил он.
Воронин сообщил, что финансовым уполномоченным в 2023 году принято более 95,5 тысяч решений на сумму 2,7 млрд. руб. За прошедший год доля решений о полном или частичном удовлетворении требований потребителя составила 30,3 %.
Средний срок рассмотрения обращений и принятия решения финансовыми уполномоченными с учетом сроков приостановления рассмотрения спора для проведения независимой экспертизы по обращениям потребителей не изменился по сравнению с 2022 годом и составил 16 рабочих дней.
Документ также содержит раздел, содержащий отчет о доходах и расходах фонда финансирования деятельности финансового уполномоченного, а также раздел «Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность Службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного».