Страховой брокер Remind провел опрос 12 страховщиков, на долю которых приходится свыше 90% премий российского рынка ДМС, об основных итогах 2023 года и сформулировал тренды рынка корпоративного ДМС на 2024 год.
Основные итоги
- 7 из 12 ведущих страховщиков показали в 2023 году рост портфеля ДМС по новому бизнесу. Одним из драйверов роста в 2023 году стал чисто новый спрос со стороны работодателей, которые в борьбе за кадры расширяли социальный пакет и заключали договор ДМС впервые.
- Рост тарифов на ДМС для нового бизнеса остался в пределах медицинской инфляции – 10%.
- Средняя убыточность в ДМС - 96%, обращаемость – 750 на 1000 человек. Цифры сопоставимы с 2022 годом и остаются на критически высоком уровне.
- Среди инструментов управления ценой в ДМС франшиза по-прежнему занимает первое место.
- 15% работодателей расширили ДМС для сотрудников в 2023 году и лишь 10% сократили программу.
Интерес к ДМС растет
Большинство страховых компаний (7 из 12 опрошенных) подтвердили положительную динамику портфеля по новым договорам. В условиях дефицита рабочей силы растет интерес работодателей к ДМС как базовому элементу конкурентного социального пакета. Еще одним драйвером роста рынка ДМС в 2023 году стал чисто новый спрос со стороны работодателей, которые в борьбе за кадры расширяли социальный пакет и заключали договор ДМС впервые.
Тарифная политика и что на нее влияет
Рост тарифов по ДМС для нового бизнеса составил в среднем 10% и остался в 2023 году в пределах медицинской инфляции (средний уровень по данным страховщиков - 10,5%). Сближение подходов страховщиков к тарификации нового и текущего бизнеса способствовало снижению значимости смены страховщика в целях оптимизации бюджетов на ДМС.
«Вероятнее всего, в 2024 году тарифная политика страховых компаний в основном останется без изменений. При пересмотре стандартных тарифов для клиентов страховщики будут в большей или меньшей степени учитывать текущий уровень мединфляции. При этом мы в Remind не ожидаем, что порог в 10% будет превышен, учитывая динамику прошлых лет», - поясняет Екатерина Глушенкова, заместитель директора департамента личного страхования брокера Remind.
Франшиза по-прежнему занимает первое место среди инструментов управления ценой в ДМС. При этом практика экспертов страхового брокера Remind показывает, что франшиза менее 20% не эффективна. В то же время участники рынка в 2024 году продолжат оценивать эффективность таких альтернативных инструментов управления экономикой договора, как:
- долгосрочная профилактика здоровья для снижения будущих рисков;
- персонализация ДМС на основе франшизы;
- цифровой клиентский путь для управления потреблением.
Убыточность и обращаемость не поменялись, но находятся на критически высоком уровне
Важным фактором высокой убыточности в 2023 году участники рынка выделяют рост среднего чека (т.е. стоимости одного обращения). Причинами могут быть как гипердиагностика на стороне лечебных учреждений, так и активное внедрение в практику клинических рекомендаций, которые основаны на принципах доказательной медицины и предполагают современные дорогостоящие методы диагностики и лечения. Средний уровень обращаемости в корпоративном ДМС остался почти на уровне 2022 года - 750 на 1000 застрахованных.
Расширяли больше, чем урезали
По данным страховщиков, в 2023 году 15% их клиентов расширили программу ДМС для своих сотрудников, в то время как оптимизировали ДМС только 10% работодателей. Пути оптимизации программы остались все те же, что и в последние годы: это франшиза, сокращение списка лечебных учреждений и объёма услуг, перевод на обслуживание через пульт страховой компании, отказ от страхования родственников.
Самые популярные способы расширения программы ДМС в 2023 году:
- программы профилактики (диспансеризация, чекапы),
- повышение уровня ЛПУ за счет франшизы,
- динамическое наблюдение хронических заболеваний,
- подключение ранее не застрахованных категорий сотрудников и членов семей,
- психологическая помощь и другие опции по благополучию.
Многолетний договор и софинансирование – что работает?
Все 12 опрошенных страховщиков отметили, что софинансирование, т.е. частичная оплата страховой премии сотрудником, не является популярной опцией оптимизации бюджета. Эксперты Remind поясняют, что для страховщика софинансирование является фактором критического риска, который влечет ужесточение условий или отказ от страхования в случае негласного использования данного инструмента.
Опрос показал, что многие страховщики снизили риск-аппетит к многолетним договорам в условиях слабо прогнозируемой внешней среды. По статистике портфеля Remind, контроль изменения тарифов в многолетних договорах работает следующим образом:
- 60% компаний-клиентов используют предельную планку повышения тарифа на очередной год,
- 30% устанавливают фиксированный процент роста в зависимости от убыточности,
- 10% договоров работают без повышения.