Заливы по-прежнему остаются основным риском для квартир в многоэтажных домах: в 2023 году на них пришлось более 93% страховых случаев — такие выводы сделали эксперты «Росгосстраха», проанализировав обращения клиентов компании из многоквартирных домов. Причем по сравнению с аналогичным периодом годом ранее цифра эта увеличилась на 6 процентных пунктов.
Также в топе страховых событий в многоквартирных домах пожары, ущерб имуществу из-за разгула стихии, кражи — общая сумма выплат в 2022 году собственникам квартир превысила 264 млн рублей. В целом же объем выплат компании «Росгосстрах» в 2023 году по договорам имущественного по итогам 2022 года.
Как и в 2022 году, чаще всего по страховым случаям с квартирами обращались жители Москвы и Подмосковья — на них в 2023 году пришлась пятая часть заявлений в компанию. Следом идут обращения собственников жилья из Вологодской области (7,5% в общем объеме заявлений), Татарстана (6%), Ивановской области (4%) и Санкт-Петербурга (3% обращений).
Самая крупная выплата за поврежденное жилье составила 2 млн рублей: в городе Лабытнанги Ямало-Ненецкого АО полностью выгорела квартира и имущество, которое находилось внутри. Самая маленькая сумма (630 рублей) была выплачена клиенту компании из города Шарья Костромской области — за разбитое хулиганом стекло в окне.
Средняя выплата за ущерб в квартире составила 37,3 тыс. рублей — это в 2,9 раз меньше, чем средняя выплата по страховому случаю в частном доме. Как пояснила начальник управления выплат по страхованию имущества и ответственности «Росгосстраха» Юлия Серова, во-первых, заливы значительно «дешевле» пожаров, при которых нередко от строения остаются только тлеющие головешки. Во-вторых, частные дома подвержены большему числу рисков: так, в общем количестве обращений в «Росгосстрах» по страховым случаям доля владельцев строений (домов, дач, гаражей, бань) в 2,5 раза выше, чем владельцев квартир. И в последнее время это соотношение практически не меняется. Нередко при пожаре в частном секторе бывает поврежден не один дом, а сразу несколько.
Как отметила Юлия Серова, все больше страховых случаев по договорам страхования жилья и домашнего имущества урегулируется «Росгосстрахом» дистанционно. Страхователи могут сами провести осмотр недвижимости, сфотографировать повреждения и воспользоваться электронными каналами связи для направления фотографий и документов в страховую компанию. Процедура самоосмотра недоступна только после пожара, когда оценку повреждений проводит эксперт. В прошлом году доля заявлений по договорам, поданным удаленно, составила порядка 20% от всех убытков, в которых возможна процедура полностью дистанционного взаимодействия между страхователем и страховщиком. Активнее других прибегали к электронному взаимодействию с «Росгосстрахом» клиенты из Москвы и Подмосковья.
«Удаленное урегулирование удобно для клиентов, — говорит Юлия Серова. — А главное преимущество в том, что при предоставлении клиентом полного комплекта документов и результатов самоосмотра по электронным каналам процесс расчета и принятия решения о выплате возмещения занимает 2-4 дня, притом, что правилами страхования на это отводится 20 рабочих дней.