Жизнь > Страховщики боятся увидеть монстра в лице НПК
добавлено 22.10.2015 10:00
автор Вера Склярова
Позиции о том, как должна работать создаваемая Национальная перестраховочная компания (НПК) у регулятора и страховщиков разошлись. Как аналогичная структура действует в других странах, как может работать в России, для чего вообще она нужна и каковы основные опасения страховщиков, рассказал порталу Коринс.ру первый зампред правления СОГАЗа Николай Галушин.
- Зачем создается НПК?
- Из всех вопросов этот самый легкий. В связи с объявленными международными санкциями против России часть бизнеса и целых отраслей промышленности оказались отрезанными от международного перестрахования, несмотря на то, что на протяжении многих лет, если не десятилетий, зарубежные рынки комфортно себя ощущали, перестраховывая российские риски.
Для оказания поддержки российскому рынку и для предоставления емкости санкционным клиентам и отраслям и появилась идея создания Национальной перестраховочной компании.
- Не могли бы Вы оценить имеющиеся и недостающие перестраховочные мощности.
- Общий рынок исходящего перестрахования в РФ составляет около 150 млн руб, более 100 млрд руб из которых перестраховываются на международных рынках. Сумма премии существенна, а cумма ответственности измеряется триллионами рублей.
Объём рынка только по санкционным клиентам можно оценить в 10-20 млрд руб страховой премии в год. Защита таким клиентам нужна. Внутреннего коммерческого рынка перестрахования таких рисков в полном объёме не накоплено. В виде зашиты рынка и санкционных клиентов и видится целесообразность создания НПК.
- В каких странах есть аналогичная структура, как работает?
- Очень показательный пример - Республика Беларусь. Там действует БНПО, без которой невозможно разместить в перестрахование ни один риск. Аналогичные системы есть, например, в Иране. Существует Государственная перестраховочная компания в КНР, которая около десятилетия назад получала в перестрахование определённый процент от каждого передаваемого в перестрахование риска. Есть государственный перестраховщик во Франции.
В России же потребности в государственной перестраховочной компании не было на протяжении всей истории коммерческого страхования в стране. За эти 25 лет были построены деловые взаимоотношения с ведущими мировыми брокерами и перестраховочными рынками, все компании были проверены убытками, лояльностью и готовностью поддерживать новые проекты на территории РФ.
Но ситуация изменилась с первой волной международных санкций против России весной прошлого года. Так была нарушена естественная хронология развития национального страхового рынка, которая предполагала, что государственная поддержка рынку может быть оказана на начальных этапах его становления, но не тогда, когда рынок уже вырос. У нас же потребность в НПК возникла внезапно. И нет других альтернатив по решению вопроса.
- Как должна, по вашему мнению, работать создаваемая национальная перестраховочная компания? Есть ли у страховщиков общее мнение или позиции разные?
- Страховщики считают, что компания должна оказывать поддержку рынку в сегменте страховой защиты санкционных клиентов и отраслей. В других отраслях мы не видим НПК. Возможно, со временем она может выступать в качестве коммерческого игрока, создавая конкуренцию на внутреннем рынке перестрахования. Но для этого компания должна обладать адекватной командой, передовыми ИТ решениями, соответствующими компетенциями для того, что с профессионализмом принимать на себя риски с рынка. И, конечно, выстоять в конкурентной борьбе.
- Если государственная компания перестраховывает риски государственных компаний, то получается, что государство перекладывает деньги из одного своего кармана в другой. В чем тогда интерес для государства?
- Мы не можем ответить на этот вопрос. Мы считаем, что с государственными рисками и проектами лучше справятся коммерческие страховщики через механизм конкурентной борьбы и через обеспечение качественного перестрахования, в том числе и на международном рынке, для государственных клиентов. Государство может настаивать на перестраховании государственных рисков в государственной же компании для повышения её капитализации, но тогда необходимо понимать, какова конечная миссия этой НПК. Что видится в плане развития компании на ближайшие 10-20 лет? Монстр, который устроит передел на внутреннем рынке перестрахования? Глобальный перестраховщик, работающий на ведущих мировых площадках? Ограниченная емкость для решения конкретного списка государственных задач? Пока ответа на эти вопросы нет.
Источник: Коринс.ру