Утвержденный президентом РФ новый закон об ОСАГО не приведёт к росту стоимости полисов для большинства водителей. Однако почему возникли опасения о возможном росте тарифов?
Сомнения вызвал этот пункт закона: “В границах минимальных и максимальных значений базовых ставок страховых тарифов страховщики устанавливают значения базовых ставок страховых тарифов в зависимости от факторов, в качестве которых могут применяться: г) иные факторы, существенно влияющие на вероятность причинения вреда при использовании транспортного средства и на потенциальный размер причиненного вреда”.
«Все сразу подумали, что опираясь на эти самые «иные обстоятельства» страховые компании задерут тариф на максимум и те, кто получил пару штрафов из ловушек в год начнут платить по полной, но это не так», - отмечает координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов.
На самом деле страховые компании, как и сейчас, станут формировать тариф исходя из базовых ставок и коэффициентов. Базовая ставка (или тарифный коридор) на сегодня для легковых автомобилей физлиц составляет от 2746 до 4942 рублей. До вступления в силу нового порядка страховщик устанавливал внутри этого коридора базовую ставку опираясь только на один фактор - территория. И для каждого региона была установлена ставка, одинаковая для всех автовладельцев.
Например, Волгоград - это убыточный регион для страховщиков, и компании там абсолютно для всех автовладельцев устанавливали верхнюю границу коридора. В результате даже аккуратный водитель из Волгограда должен был платить больше, чем такой же автовладелец, но из безубычточного региона. Теперь же страховщики получили право определять базовую ставку по ОСАГО индивидуально для каждого страхователя, но в границах тарифного коридора, то есть она не может быть выше 4942 рублей.
В Банке России сказали, что факторы, по которым происходит расчет, должны иметь влияние на степень риска и не входить в перечень запрещенных. В результате это позволит увеличить тарифы для злостных нарушителей и снизить для добросовестных водителей.
Теперь, когда в страховую компанию за полисом придет водитель с большим количеством нарушений и обширной историей аварий, то страховая компания сможет установить для него базовую ставку по верхней границе – то есть 4942 рубля. Аккуратному же автовладельцу, на счету у которого нет множества серьезных нарушений, страхования компания установит базовую ставку по нижней границе коридора, которая далее умножается на стандартные коэффициенты.
Эти коэффициенты по-прежнему устанавливаются ЦБ, с ними страховые компании ничего сделать не смогут. Аккуратность вождения остается одним из факторов, имеющих влияние, в числе других — характеристики транспортного средства и интенсивность его использования.
«Это и есть нормальное страхование, точнее шаги к тому, чтобы ОСАГО превратилось из кассы взаимопомощи стритрейсерам в нормальный страховой продукт”, резюмирует Шкуматов.
Информационный проект "ОСАГО-общественная экспертиза"