По итогам I квартала стоимость полиса ОСАГО понизилась на 1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – до 5 482 рублей. Об этом сообщили в Российском союзе автостраховщиков. Средняя выплата, напротив, увеличилась на 5% – до 69,8 тысячи рублей. Руководитель комитета по контролю качества продуктов и услуг в сфере страхования Объединения потребителей России Андрей Крупнов рассказал о причинах этого явления.
«Во-первых, это стало результатом усиления конкурентной борьбы между страховщиками. Здесь свою сыграла роль реформа ОСАГО, позволившая более активно конкурировать за сегменты с наиболее привлекательными показателями убыточности».
С одной стороны конкурентная борьба – это плюс. С другой стороны, отмечает Крупнов, онаприводит к росту комиссионного вознаграждения посредникам, что ставит под угрозу финансовую устойчивость сектора ОСАГО.
На снижении средней премии по ОСАГО отразился еще один фактор, считает эксперт. Это увеличение количества водителей, которые не приобретают полисы. В 2018 году, по данным РСА, было продано 39,8 млн. полисов ОСАГО, при том, что совокупный размер парка транспортных средств в стране составлял 51,2 млн. единиц,приводит Андрей Крупнов данные агентства Автостат. В 2019 году количество проданных полисов выросло до 40 млн., хотя автопарк по стране, по тем же данным, вырос за год с 51,2 до 52,4 млн. единиц. «Это говорит о том, что снижение стоимости страхования пока ещё не догоняет падения платёжеспособного спроса».
Российский союз автостраховщиков считает, что количество покупателей полисов наоборот растет. Так, по данным союза,количество заключенных по ОСАГО договоров за I квартал выросло на 3,5% – до 8,57 миллиона. «Рост количества заключенных договоров говорит о том, что большинствоводителей не уклоняются от покупки полисов ОСАГО»,- говоритдиректор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев.
Ранее РСА сообщил о снижении средней стоимости ОСАГО на величину до 11% в 53 регионах РФ, в которых проживают 72,2% всех автовладельцев. Об этом говорят данные за период с 1 января по 10 апреля 2020 года. В союзе отмечают, что это стало результатом старта либерализации тарифов ОСАГО, запущеннойв январе 2019 года.
Следующий этап реформы предполагает дальнейшую индивидуализацию. Сейчас система не позволяет дифференцировать законопослушных автолюбителей и злостных нарушителей ПДД. Стоимость полиса рассчитывается на основании базового тарифа, умноженного на коэффициенты возраста и стажа водителя, числа страховых случаев (бонус-малус), возраста машины и мощности ее двигателя. Если реформа будет принята, то страховщики смогут предоставлять скидки за соблюдение ПДД и наказывать рублем злостных нарушителей. Проект закона уже одобрен Государственной думой в первом чтении. Дальнейшее его рассмотрение запланировано на весну.
Сейчас Дума рассматривает «урезанный» вариант реформы, напоминает Крупнов. «Индивидуализация ОСАГО была «торпедирована». Те элементы, которые должны были привести к настоящей индивидуализации, были исключены из законопроекта.То, что осталось, приведёт не к индивидуализации тарифа, а к возможности менять стоимость полиса».
В конце прошлого года из первоначальной версии законопроекта исключили такие факторы, как учёт индивидуальных особенностей вождения с помощью телематических устройств, расширение тарифного коридора, отказ от регионального и автомобильного коэффициентов, а также увеличение лимитов выплат при причинении вреда здоровью пострадавшего.
Источник: Информационный проект "ОСАГО-общественная экспертиза"