Запланированное Центробанком расширение коридора базового тарифа в ОСАГО в обе стороны, а также введение большей дифференциации водителей по возрасту и стажу приведет к тому, что страховщики будут заинтересованы развернуть бизнес в проблемных регионах, где ранее закрывали офисы. Увеличение охвата может привести к росту сборов страховых компаний по ОСАГО не более чем на 5% в 2019 году. Об этом сообщил президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс. При этом он подчеркнул, что для 80% водителей цены на ОСАГО не вырастут.
«Новые тарифы и увеличение коэффициентов для наиболее рискованных групп водителей могут отразиться на росте премий до 5% в 2019 году. Если это будет так, то тем, кто критикует страховщиков ОСАГО за то, что они наживаются на росте тарифов, придется примириться с фактом, что это не так. Если же в результате каких-то непредвиденных изменений в убыточности будет наблюдаться скачок тарифов или более активный рост премий - за этим будем следить и мы, как профессиональное объединение, и Центральный банк - то будут приняты меры по их сдерживанию», - заявил И. Юргенс.
Он напомнил, что по итогам парламентских слушаний рынок дал обещания и экспертному сообществу, и депутатам, что повсеместного роста тарифов не будет. «Страховщики дали обещание сдерживать рост тарифов, особенно в тех регионах, где убыточность позволяет это делать. Некоторые компании уже сейчас, не дожидаясь вступления в силу указания по тарифам, снижают тарифы в благополучных регионах. 80% и более водителей повышение тарифов не коснется, так как они ездят аккуратно и спокойно, и для них существующего уже сейчас тарифа хватает», - рассказал И.Юргенс.
Введение новых тарифов позволит увеличить охват страхования, компании будут охотнее страховать наиболее проблемные и недооцененные сегменты - такси и общественный транспорт, которые таким образом смогут выйти из «серой» зоны. Кроме этого, страховщики будут заинтересованы развернуть свою деятельность в проблемных регионах, в ряде которых остаются проблемы с доступностью - за счет этого и произойдет 5%-ый рост сборов. Он позволит «перекрыть» потери страховщиков от действий недобросовестных автоюристов в проблемных регионах.
При этом по расчетам Банка России, рост премий по ОСАГО в результате введения новых тарифов составит 1,5%, а для ряда категорий водителей возможно снижение тарифа. В РСА также считают, что снижение цены для добросовестных водителей является конечной целью реформы ОСАГО, и с введение свободного тарифа оно станет возможным. Пока же существующая система тарифообразования в ОСАГО позволяет страховщику устанавливать базовый тариф только для всего региона в целом.
Сейчас рынок ОСАГО находится в состоянии стагнации: по данным Банка России, за 9 месяцев 2018 года премии по ОСАГО снизились на 0,1%, и составили 165,1 млрд руб. Выплаты же по ОСАГО сократились на 30,8%, до 101,4 млрд руб. Это снизило убыточность бизнеса: скользящий комбинированный коэффициент убыточности (выше 100% означает убыток) составил за 9 месяцев 79,2% против 119,9% годом ранее. По словам И. Юргенса, такие данные уже сейчас, до начала тарифной реформы, позволили рынку снизить среднюю премию по ОСАГО.
«За последний год с введением натурального возмещения и начала реальной борьбы с мошенниками в ОСАГО - проведения межведомственных совещаний и создания рабочих групп по борьбе с мошенничеством в отдельных регионах - без всякой реформы средняя премия снизилась на 2-3%», - сообщил И. Юргенс. В ведущих компаниях доля натурального возмещения достигает уже 60%, отметил он. «Мы видим, что число жалоб в РСА на ОСАГО падает - и с точки зрения выплат, так как граждане довольны ремонтом, и с точки зрения доступности, так как страховщики не вынуждены уходить из регионов», - отметил он.
При этом в отдельных регионах ситуация остается напряженной, там для борьбы с мошенниками и недобросовестными автоюристами требуется больше усилий местных властей и координации между ведомствами. Так, самый высокий коэффициент выплат в ОСАГО по итогам III квартала 2018 года в Дагестане - он составляет 161,9%, что означает, что на каждый собранный в республике рубль страховщики выплачивают 162 рубля, не считая расходов. В Республике Северная Осетия (Алания) коэффициент составляет 133,7%, в Карачаево-Черкесии - 119,1%, в Адыгее - 112%, в Ингушетии - 111, 1%.
Кроме того, недооцененными сегментами в ОСАГО остаются такси, общественный транспорт и молодые водители, отметил Юргенс. «В ряде регионов и для отдельных категорий молодых, энергичных, назовем их так, если не авантюрных, водителей тариф поднимется. Но это коснется меньшинства водителей», - сказал он.
Средняя цена ОСАГО в РФ - одна из самых низких в мире, уточнил Юргенс. «В пересчете на европейскую валюту она составляет примерно 80 евро, в Германии - 700 евро, в Великобритании - 800 евро и выше. Конечно, в пересчете на проценты к средней заработной плате эта разница выглядит не так блестяще, но она тем не менее велика - ОСАГО в России одно из самых дешевых», - констатировал Юргенс.
Первый этап реформы, предложенный ЦБ, станет первым шагом к справедливому и индивидуальному ценообразованию, считает президент РСА. Соответствующее указание Банка России предполагает расширение коридора базовой ставки тарифа для легковых автомобилей физлиц на 20% вниз и вверх, диапазон составит 2746-4942 руб. вместо текущего 3432-4118 руб.
Также указание меняет систему коэффициентов для водителей по возрасту и стажу: водители будут разделены на 58 категорий по возрасту и стажу вместо действующих четырех. Для водителей 16-21 года со стажем до 2 лет максимальный коэффициент увеличится с 1,8 до 1,87, также с 1,8 до 1,87 увеличится коэффициент для полисов «мультидрайв». Указанием также вводятся скидки за стаж и возраст, в текущей системе ОСАГО их нет. Самая серьезная скидка - 7% (соответствует коэффициенту 0,93) будет установлена для водителей в возрасте от 59 лет со стажем от 6 лет (в действующей сегодня системе скидок на ОСАГО не предусмотрено). Указание в настоящий момент находится на регистрации в Минюсте.
«Мы рассчитываем на вступление в силу указания в начале января, но дело сейчас за Минюстом», - заключил И. Юргенс.