Ключевым каналом продаж в страховании по итогам 2016 года остались агенты (физические лица, индивидуальные предприниматели), доля таких продаж составляет 38,6% премий. Об этом порталу Коринс.ру сообщили во Всероссийском союзе страховщиков (ВСС).
Однако по результатам 2016 года наметился устойчивый тренд быстрого роста продаж через банковский канал. Так, в итоге на его долю пришлось 35,2%. Доли других каналов по сравнению с обозначенными двумя незначительны. При этом доля автосалонов и доля канала «других юрлиц» снизилась на 2,6 и 1,6 процентных пунктов соответственно.
Динамика рынка в разрезе каналов продаж
Изменение структуры сборов страховщиков в разрезе каналов продаж и видов посредников происходило на протяжении последних 2-3 лет.
В 2016 году вознаграждение посредников продолжило снижаться в связи с тем, что страховщики оптимизируют свои расходы, в том числе за счет урезания комиссий. Для сравнения: в 2015 году комиссионное вознаграждение (КВ) составило 19,6%, что на 3,3 процентных пункта ниже, чем в 2014 году, в 2016 году комиссионное вознаграждение незначительно подросло – до 20,8%. Снижение комиссионного вознаграждения в 2015 году произошло, в первую очередь, за счет снижения комиссий по ОСАГО и автокаско. В 2016 году КВ стабилизировалось, и далее, по оценкам ВСС, останется на примерно аналогичном уровне или будет незначительно расти.
Доля собственных продаж страховых организаций по итогам 2016 года составила 29,3%, что на 2,8 процентных пункта ниже, чем в 2015 году, сообщили в союзе.
Доля премий, получаемых через интернет остается незначительной (0,5%), но имеет тенденцию к росту и хорошие перспективы к дальнейшему развитию данного канала продаж.
В период 2012-2016 гг. структура премий в сегменте моторного страхования (ОСАГО, автокаско) достаточно стабильна. При этом в течение 2013-2015 гг. постепенно росла доля прямых продаж страховщиков, в 2016 году доля, приходящаяся на посредников, подросла, что опять-таки связано со снижением комиссий страховщиков в моторных видах страхования. Доля премий, получаемых через сеть Интернет, остается крайне незначительной (0,9 %). Далее возможна коррекция долей до ситуации, характерной 2015 года.
Для моторных видов страхования ключевым каналом продаж являются агенты (физические лица, индивидуальные предприниматели), доля таких продаж составляет 58,2% премий, она росла на протяжении 2013-2016 гг. Следующими по размеру каналом являются другие юридические лица, включая агентские компании (20%), и автосалоны (15,6%). Доля обоих каналов незначительно поменялась за год.
Доля продаж в банкостраховании составляет 3,8%, и этот показатель снизился по сравнению с 2015 годом.
«В структуре посреднических продаж ОСАГО доля агентских продаж (физические лица и предприниматели) превалирует (74,4%), с введением электронного полиса этот показатель будет снижаться и далее», - сообщили в союзе.
Следующим по размеру каналом является реализация страховых полисов через другие юридические лица (включая агентские компании) – 15,7%, показатель заметно вырос по сравнению с прошлым годом (против 12,9% в 2015 году). Третьим по размеру каналом являются автосалоны (7,2%). Доля других каналов продаж крайне несущественна.