Жизнь > Страховые посредники сдают позиции
добавлено 27.06.2016 17:59
автор korins.ru
С изменением структуры страхового рынка меняется и структура
каналов дистрибуции: доля прямых продаж растет, доля всех видов посреднических
продаж, особенно брокерских и агентских, снижается. Такие выводы приведены в
аналитическом обзоре НАФИ.
Прямые продажи
В первом квартале 2016 года прямые продажи составили 37% от
общего числа сборов и приросли на 1,4 п.п. по сравнению с 2012 годом. Аналитики
отмечают рост продаж без посредников в моторных видах страхования. Так, в
первом квартале прямые продажи составили 22,7% от общего числа сборов и
приросли на 4,3 п.п. по сравнению с 2012 годом. Однако для моторных видов
страхования ключевым каналом продаж по-прежнему являются агенты - 59,1% премий
через посредников.
Эксперты отмечают, что за последний год заметно удешевились
услуги посредников. Это связано с активным сокращением страховщиками своих
расходов в первую очередь за счет урезания комиссий. В 2015 году в среднем
комиссионное вознаграждение составило 19,6%, что на 3,3 п.п. ниже, чем в 2014
году.
Но все же агенты остаются ключевым каналом продаж - 42,7%
премий. Следующим по размеру каналом является банкострахование (30,1%), доля
которого значительно выросла за прошедший период. Заметен прирост доли нестраховых
посредников - турагентств, медицинских организаций, объектов почтовой связи. За
прошедший период данный канал вырос на 1 п.п. и составил 1,5% собираемых
премий. За 4 года снизился объем продаж через автосалоны - на 2,8 п.п.
Онлайн непопулярен
Онлайн-продажи стабильно
остаются непопопулярным каналом. Продажи через интернет находятся на
незначительном уровне на протяжении последних пяти лет - 0,3-0,6.
Дигитализация затронула в большей степени «коробочные» продукты, но даже в этом
случае онлайн-продажи не доминируют, отмечают аналитики.
Участники рынка по-разному оценивают перспективы роста доли
директ-иншуранс (онлайн-продаж страхования): от явного скепсиса и прогнозов
сохранения и через 3-5 лет доли таких продаж ниже 1% до оптимистических оценок
роста доли онлайн-страхования в рознице до 7-10% через несколько лет.
Электронный полис ОСАГО может вполне стать популярным, хотя
энтузиазм к этой идее у страховщиков будет выше при решении базовых проблем
рынка ОСАГО - убыточность, региональные диспропорции, судебная практика и
мошенничество, говорится в обзоре.
Доля премий, получаемых через сеть Интернет остается
незначительной (0.3 п.п.)
Банки-посредники
Банкострахование продолжает
увеличивать свою долю в структуре посреднических продаж. Вместо привязанных к
кредитованию продуктов очень быстро растут продажи через банки коробочных
продуктов (имущественного и личного страхования), а также страхования жизни.
Рекордный прирост инвестиционного страхования жизни (ИСЖ) в первом
квартале отчасти объясняется перетоком средств крупных и средних вкладчиков из
депозитов в альтернативные инвестиционные продукты – в основном именно в ИСЖ.
Банковский канал продаж страхования в 2016 году вырастет,
доля страхования жизни в нем может еще немного увеличиться, но и страхование
имущества физлиц («коробки») покажет хороший рост. Все остальные сегменты
банкострахования стагнируют или покажут очень слабый рост. Страхование рисков
самих банков остается на минимальном уровне и на фоне объемов всего рынка почти
незаметны.